Stellaris: Necroids – обзор

Четыре года назад шведские разработчики Paradox Interactive, прекрасно известные каждому любителю глобальных стратегий, наконец вышли в космос. Запуск прошел успешно и новенький корабль с гордым названием Stellaris (нет, не «Интерстеллар») устремился к звездам, то есть к компьютерам будущих космических императоров и президентов. Стимовские отзывы запестрели историями о войнах между тоталитарными грибами и просвещенными ящерами, сумасшедших ученых и ночах, проведенных за компьютером. Критика тоже была – игра получила за «сырость», отсутствие или слабую реализацию привычных для других стратегий функций (например, торговли и дипломатии), а кто-то и вовсе окрестил Stellaris сборником excel-табличек с визуальной оболочкой. Так или иначе, мы получили одну из лучших 4Х-стратегий в космосе, не похожую на конкурентов – не пошаговую, как Endless Space и Master of Orion (кнопка «пауза» в игре есть, но нет ходов), и не хардкорную, как Distant Worlds: Universe. Не лишенную недостатков, но точно нашедшую свою аудиторию.

«Парадоксы» применили к Stellaris свою проверенную политику «купил велосипед – докупи тормоза, насос и крылья», начав активный выпуск DLC (и патчей), которые значительно изменили игру. Если вы познакомились со стратегией в 2016, а потом забросили, то при ее включении сейчас придется долго разбираться в том, что и как теперь работает. И желательно посадить рядом с собой друга-бухгалтера, поскольку сильнее всего досталось экономической системе. Ветераны помнят, как раньше население планет удобно жило и работало в «квадратиках», и как непросто было переходить на новую систему. Ходят легенды о том, что перед началом партии можно было выбирать вид двигателей (и как следствие, способ передвижения), но это просто байки, наверное.

Стелларисовские DLC можно разделить на три группы:

  • крупные, вводящие новые игровые механики (Utopia, Apocalypse, Megacorp, Federations);
  • стори паки с квестами и т.п. (Leviathans, Synthetic Dawn, Distant Stars, Ancient Relics) и
  • скин паки или списис паки (species pack), вводящие визуальные атрибуты и свойства для создания новых рас (Humanoids, Plantoids, Litoids и, собственно Necroids). Конечно, все это можно было успешно распределить между тремя-четырьмя комплексными дополнениями, но ждать такой политики в 2020-м, тем более, от «парадоксов» не приходится.

Поскольку предыдущее DLC «Federations» оказалось большим и серьезным, то последовало за ним маленькое и «косметическое» ­­– очередной species pack, дающий возможность создавать цивилизации некроидов, некоторые из которых, судя по портретам, являются космической нежитью, а другие просто придают смерти особое культурное и/или религиозное значение. Помимо соответствующего визуального контента нам выдали новое происхождение «некрофаг» и три гражданские модели (они же цивики – «возрожденные армии», «культ смерти» и «мемориалисты»). Некрофагия позволяет вам воспроизводить население через превращение в некроидов представителей завоеванных рас. Разработчики обо всем позаботились и при выборе этого происхождения неподалеку от вас будет пара планет с примитивными цивилизациями, то есть готовым живым субстратом для роста вашей империи. Новые цивики дают небольшие и не очень значимые «плюшки» вроде указов и сооружений. Вот собственно и всё, создавать исключительно Некромонгеров из «Хроник Риддика» или космический Великий Кромлех из цикла Мьевиля о Бас-Лаге необязательно. Кто хочет свою корпорацию неживых демократов – пожалуйста.

Одна из наиболее частых претензий к игре состоит в том, что никакой реальной разницы между цивилизациями в ней нет и все различия носят чисто косметический характер. Это не совсем верно, но те же некроиды, действительно, ничем особенно не выделяются. Ну, состоит ваша армия из воскрешенных мертвецов, и что? Меркантильные инсектоидные соседи все равно не прочь заработать на торговле с вами, а хитрые моллюскоиды на другом краю галактики – позвать в федерацию. Ваши подданные тоже нуждаются в пище и тоже хотят, чтобы вы не забывали о зрелищах. Так что же, Necroids – халтура и «проходняк»? Давайте поразмышляем.

Не мною замечено, что Stellaris, как и остальные игры Paradox, – это прежде всего про отыгрыш, про роль. Игре, в целом, не так важно, в какую комбинацию ты собрал признаки расы на этот раз. Сюжет в классическом понимании отсутствует, но его функции успешно выполняет среда – сама галактика, то подкидывающая тебе планету с древними артефактами, то «радующая» полоумными соседями с роевым сознанием. Дальше дело за тобой – тебе решать, будешь ли ты строить огромную империю или космическую Швейцарию с филиалами на всех цивилизованных мирах, делать упор на науку или полагаться на сильный флот. В легендарном цикле «парадоксов» Hearts of Iron 1-4, посвященном Второй мировой войне, в мирное время заниматься практически нечем (кроме подготовки ко времени немирному, конечно) но никто не мешает игроку отсиживаться в своих границах, наблюдая за тем, как полыхает за поребриком (что, скучно, но не запрещено). Или, наоборот, отбросить все приличия и попытаться создать Албанскую империю с собственной танковой дивизией. Или отыгрывать роль любого государства в соответствии с реальной историей. Со Stellaris, который прирос «некроидами» ситуация та же – звездных вурдалаков ты создаешь для себя одного. Скорее всего, они не будут принципиально отличаться от большинства других рас, но такова цена творческой свободы, и, видимо, желания разработчика сохранить какой-никакой баланс.

Теперь, когда все возможные виды рас в Stellaris есть (ну разве что ввести каких-нибудь бесплотных и призрачных), а за торговлю с дипломатией не стыдно, вопрос в том, не пора ли разработчикам оставить игру в покое. Например, выпустив какое-нибудь сильное и яркое (именно яркое, а не проходное) финальное дополнение, поставив на этом уверенную точку. А в Stellaris 2, ввести что-нибудь вроде сюжетного сингла с предзаданными цивилизациями, например.

Вердикт: Портреты и кораблики интересные, происхождение тоже, а вот над цивиками можно было поработать поусерднее. Если вы любите Stellaris, то Necroids у вас уже есть; если не любите, то этого Necroids не изменит. Ну, а если вы ценитель стратегий и еще не знакомы с игрой, то есть повод исправить ситуацию и составить собственное мнение. «Некроидам» – четверка с большущим минусом.

Источник: kitchenriots.com