[Ретроспектива] «Звездный путь» длиною в 55 лет. Часть 1: «Энтерпрайз», Кирк, Спок, Пикар и далее

Среди величайших и наиболее известных научно-фантастических и фэнтезийных вселенных свое место по праву занимает «Звездный путь». Да, это не столь громкая и эпичная, как, скажем, «Звездные войны», франшиза, и говорят о ней меньше, но тем не менее. Ничего удивительного, ведь рассчитан оригинальный сериал был все-таки на более взрослую и зрелую аудиторию. В Россию же Star Trek пришел лишь после развала СССР и более-менее широкую известность приобрел только в начале 00-х. Фильмы и шоу при этом потонули в полноводном потоке других подобных американских проектов, коих к тому моменту было в избытке. Потому в нашей стране не сыскать армии трекки, долгое время многие и вовсе считали все эти диковинные истории о пришельцах и эльфах чем-то чуждым.

Благодарить за «Звездный путь» нужно Джина Родденберри. Он родился в 1921 году, был и призван и служил в ВВС во время Второй мировой, в том числе пилотировал бомбардировщик В-17, после войны подался уже в гражданскую авиацию. Однако пережив третью в своей жизни авиакатастрофу, пошел, как и планировал после школы, по стопам отца – в полицию Лос-Анджелеса, благо уже имел профильное образование. В итоге Родденберри попал в пресс-службу, а оттуда на телевидение в качестве консультанта и сценариста. Но детищем всей жизни и его наследием стал именно Star Trek. Кстати, неиспользованные наработки уже после смерти писателя легли в основу «Андромеды» с Кевином Сорбо. Родденберри скончался в 1991 году, его прах дважды отправляли в космос.

«Оригинальный сериал» (1966-1969): Qapla’ или не Qapla’?

Чему же обязан своим успехом «Звездный путь»? И был ли этот самый успех? Первый пилот («Клетка» со Споком, но Пайком вместо Кирка) канал NBC в 1965 году забраковал, лишь годом позже со второй попытки сериал удалось запустить. Интерес зрителей быстро падал, отзывы критиков тоже нельзя было назвать особо лестными, так что шоу продержалось в эфире всего три сезона, да и то лишь за счет фанатов, забросавших американскую телекомпанию миллионом писем (и это не художественное преувеличение), из которых вскрыли в итоге только десятую часть. При этом Star Trek оказал огромное влияние на зрителей, подстегнув интерес к космосу и науке и предвосхитив многие технические достижения.

Сериал дебютировал в удачное время: его тема была свежа и актуальна, ведь прошло всего несколько лет после полета Юрия Гагарина, а США готовились покорить Луну. Сюжет шоу не сводится к какой-нибудь войне с пришельцами и всяким пиу-пиу в космосе. Под научно-фантастическим соусом Родденберри поднимал насущные для той эпохи вопросы вроде расизма, сексизма (в те времена появление на экране играющих достаточно важные роли Сулу (Джордж Такеи) и Ухуры (Нишель Николс) уже было прорывом), политики, экономики и гонки вооружений, что привлекло соответствующую аудиторию, взрослую, обеспеченную и образованную, а не только детей и подростков.

Стоит отдать должное и актерскому составу, пожалуй лучшему за всю историю франшизы: Кирк (Уильям Шетнер), Спок (Леонард Нимой), Боунс (ДеФорест Келли) и Скотти (Джеймс Духан). Часть праха последнего, как недавно выяснилось, по просьбе сына актера провез контрабандой и спрятал на МКС Ричард Гэрриот. Пусть не все пошло по плану, однако удалось главное – заложить фундамент и заручиться горячей поддержкой поклонников, и по сей день проводящих тематические конвенты и изучающих клингонский язык.

Сквозь тернии к звездам (1973-1986): «Звездные войны» и «Гнев Хана»

В 1973 году приключения Кирка и его команды продолжились в анимационном формате, в озвучании приняли участия все актеры, кроме Уолтера Кенига (Чехов). А вот сам Родденберри от мультсериала открестился и отказался считать каноничным. В 1978 году должна была начаться работа над Фазой II, посвященной новой пятилетней миссии «Энтерпрайза», теперь уже без Спока, был подготовлен пилот и сценарий для 12 эпизодов, однако Paramount решила не рисковать. Последним гвоздем в крышку гроба стал ослепительный взлет новой вселенной – Star Wars. Хотя одновременно премьера «Новой надежды» подстегнула интерес к фантастике среди зрителей и в Голливуде.

И все же Родденберри добился своего: Paramount приступила к работе над первым полнометражным фильмом на основе Фазы II, который зрители увидели в 1979 году. Режиссером стал обладатель четырех «Оскаров» за «Вестсайдскую историю» и «Звуки музыки» (как постановщик и продюсер) Роберт Уайз, над сюжетом работал писатель Алан Дин Фостер. Картина неплохо показала себя в прокате, пусть критики ее и не пощадили, и открыла дорогу будущим лентам, правда создателя «Звездного пути» отстранили от творческого контроля.

Последующие фильмы (всего их в рамках истории Кирка сняли шесть) оказались более коммерчески успешными за счет снижения издержек, а свои силы в режиссуре попробовали Нимой и Шетнер. Переломным моментом для Star Trek стал «Гнев Хана» – между прочим, первая лента с частичным использованием компьютерной анимации (визуальными эффектами занималась Industrial Light & Magic, принадлежащая Lucasfilm). Ну а Родденберри смог наконец взяться за новое шоу.

«Следующее поколение» (1987-1994): золотые годы Star Trek

Второй сериал по «Звездному пути», события которого развернулись спустя век после оригинального шоу, оказался самым успешным, был тепло принят поклонниками и продержался в эфире семь сезонов. Концепция не изменилась – история об исследовании бескрайних космических просторов, но на этот раз более стройная, логичная и масштабная, нашлось место и для развития отношений между персонажами. Вперед за 20 лет шагнули технологии, что позволило меньше времени уделять событиям на мостике, в инженерном и других отсеках и с достаточным реализмом показать другие планеты и космические сражения.

Конечно, столь длинный сериал не мог обойтись без не слишком-то интересных, иногда попросту ненужных эпизодов, хотя таковых не столь много. Актерский состав на этот раз подобрался не столь харизматичный, зато Патрик Стюарт блестяще справился с ролью капитана Жан-Люка Пикара, его талант стал одним из кирпичиков в фундаменте успеха «Следующего поколения». Куда уж без Дейты в исполнении Брента Спайнера или Вупи Голдберг, пусть зачастую и в эпизодах, а сыгравший Райкера Джонатан Фрейкс и по сей день занимается режиссурой отдельных серий «Звездного пути».

До финала TNG Родденберри не дожил, а знамя подхватил Рик Берман. За последним эпизодом шоу последовали четыре фильма, начиная с «Поколений», поставивших точку в истории капитана Кирка, но их сборы оказались не столь впечатляющими на фоне довольно высокого бюджета.

«Глубокий космос девять» и «Вояджер» (1993-2001): закат или еще нет?

За год до финала «Следующего поколения» был запущен спин-офф «Глубокий космос девять», еще через пару лет – «Вояджер». Оба сериала получились неоднозначными, и у трекки нет единого мнения на их счет. Одной из причин стала попытка привнести нечто новое в повествование: события DS9 закручены вокруг космической станции (шоу пришлось конкурировать с «Вавилоном-5»), хотя довольно быстро и здесь появился на горизонте звездолет, а «Вояджер» посвящен долгому пути домой корабля, оказавшегося на задворках Млечного Пути, в неизведанном и полном опасностей Дельта-квадранте, без связи со Звездным флотом и Землей.

При этом сериалы также протянули по семь сезонов, пусть и не достигнув уровня TNG. С актерами у DS9 не особо сложилось (наш земляк Ворф делу не помог), да и не все приняли первую женщину-капитана в «Вояджере». С другой стороны, со своей ролью Кейт Малгрю справилась хорошо, став украшением шоу наравне с Джери Райан (Седьмая) и Робертом Пикардо (Доктор). Чего уж там, с одной из серий началась голливудская карьера Дуэйна «Скалы» Джонсона. И все же Star Trek начал угасать.

В отличие от TOS и TNG, на ремастер и выпуск на Blu-ray этих двух сериалов деньги и силы решили тратить, да и на русский язык они официально были переведены лишь несколько лет назад.

«Энтерпрайз» (2001-2005): шаг назад в прямом и переносном смысле

Едва «Вояджер» успел вернуться в квадрант Альфа, как фанатам предложили новый сериал – на этот раз приквел, повествующий о событиях за век до пятилетней миссии «Энтерпрайза» Кирка, включая формирование Объединенной федерации планет. Вот только это шоу зрители приняли в штыки, а свои четыре сезона оно протянуло лишь за счет поддержки фанатов. Хотя заключительный, снятый под руководством нового продюсера, вышел весьма сильным. Но было уже слишком поздно, а попытка внести свежие нотки в «Звездный путь» обернулась полным провалом.

Недостаточное развитие технологий и невозможность задействовать многие культовые расы из-за выбранной эпохи сценаристы попытались компенсировать, например Временной холодной войной. А вот с персонажами не сложилось. Капитан Арчер не дотягивает не то что до Кирка или Пикара, но с трудом конкурирует даже с Сиско, и актерская игра Скотта Бакулы, к тому моменту хорошо знакомого зрителям, в том числе по «Квантовому скачку», ничем не могла помочь.

Кстати, именно с «Энтерпрайза» для многих российских поклонников фантастики началось знакомство со «Звездным путем» благодаря трансляции по телевидению. Увы, классический этап франшизы закончился отнюдь не на высокой ноте.

Star Trek же после финала «Энтерпрайза» на несколько лет пропал с сенсоров, чтобы вернуться в ином обличье, однако это уже совсем другая история.

Продолжение следует…

Источник: goha.ru