Релиз Cyberpunk 2077 и хакерская атака на CD Projekt RED: просто бизнес, месть, русский след и теория заговора

CD Projekt RED сделала себе имя на серии ролевых экшенов The Witcher, основанных на одноименном цикле Анджея Сапковского, снискала любовь и уважение игрового сообщества, открыла несколько офисов в разных городах и стала достоянием Польши. Геймеры восемь лет смиренно ждали новый проект польской студии, на этот раз не фэнтезийный, а в сеттинге киберпанка. Активная разработка Cyberpunk 2077 началась в 2016 году после релиза последнего DLC для «Ведьмака 3: Дикая Охота» – «Кровь и вино», а краеугольным камнем в ее фундаменте стала настольная RPG Майка Пондсмита, выступившего в качестве консультанта. Конечно, разработчики оглядывались на классику жанра вроде «Бегущего по лезвию», «Призрака в доспехах» и такие видеоигры, как System Shock и Deus Ex. 

Масштабный и амбициозный проект должен был определить дальнейшую судьбу CDPR: движок REDengine 4, порядка 500 человек в команде и бюджет, превысивший $300 миллионов и включающий даже субсидии от государства. Между прочим, Cyberpunk 2077 стала самой дорогой игрой в истории, обойдя даже MMM-долгострой Криса Робертса Star Citizen, пусть львиная доля и ушла на маркетинг с огромными рекламными баннерами по всему миру. Само собой, гладко создание подобного проекта идти не может: периодически на пути поляков вставали феминистки и трансгендеры, хотя студия и пыталась отмахиваться радужным флагом, а от некоторых элементов игрового процесса в итоге пришлось отказаться, что вполне нормально.

Однако в какой-то момент что-то явно пошло не так. Доподлинно мы этого уже не узнаем, разве что Бадовский или Кичиньский на старости лет возьмутся за мемуары. Если верить взявшему в оборот действующих и бывших членов команды пронырливому и вездесущему Джейсону Шрайеру, за Cyberpunk 2077 в его нынешнем виде CDPR взялась лишь за полтора года до премьеры, т. е. незадолго до самого удачного маркетингового хода в истории человечества – появления потрясающего Киану Ривза, сыгравшего Джонни Сильверхенда, на Е3. А работники давно уже увязли в пучине кранчей, пусть даже оплачиваемых. В итоге фанатов ждала череда переносов, ставшая сюрпризом даже для сотрудников, и обилие технических проблем на консолях. Как тут не вспомнить пророческие слова соучредителя Rock, Paper, Shotgun Джона Уокера, к тому моменту уже покинувшего издание. В июне 2019 года его заявление было принято в штыки.

Вы полные дебилы. Эта игра не выйдет в ближайший год. Она даже не близка к завершению. И вы заплатили за нее деньги. Почему? Что с вами всеми не так? Нет, я не ошибаюсь. Я съем свои штаны, если эта игра выйдет в апреле следующего года. Самое раннее она выйдет в сентябре, а, скорее всего, в декабре.

Тем временем по мере приближения релиза цена акций CD Projekt RED уверенно росла, достигнув пика незадолго до появления первых обзоров, поляки даже обошли по капитализации французскую Ubisoft с ее конвейером. Восемь миллионов реализованных копий на первый день (на данный момент их количество практически удвоилось), самая быстро продаваемая игра на ПК, миллионный онлайн в Steam и столько же зрителей в день дебюта на Twitch. Ну а затем все это резко сменилось гневом геймеров, насмешками в СМИ, погромом на Metacritic (сейчас у ARPG 85 баллов от критиков и 7,1 от пользователей), катастрофическим падением акций и проблемами с недовольными и обеспокоенными инвесторами. Чего стоит только массовый возврат средств (правда, на общую картину и рекордную прибыль это повлияло не так сильно) и беспрецедентное решение Sony отозвать игру из магазина PlayStation Store. Ушлые американские юристы поспешили встать на защиту акционеров и начали подавать один иск за другим, не дожидаясь согласия от пострадавших. Скорее всего, до суда дело не дойдет, зато хайпанули.

А некоторые оптимисты прочили до 100 миллионов проданных копий за ближайшие годы, хотя аналитики чаще сходились на половине от этого количества. И теперь, вместо того, чтобы заниматься дополнениями и многопользовательским режимом, CDPR вынуждена латать игру патчами. Выход DLC уже отложен, разработчики даже допускает вероятность появления мультиплеера лишь в 2023 году. Что уж говорить о репутации, ведь подавляющее большинство, будь то диванные эксперты или серьезные аналитики, уверены в факте злонамеренного сокрытия информации о состоянии проекта. Проще говоря, руководство CD Projekt RED на протяжении нескольких месяцев или даже лет обманывала инвесторов и рядовых геймеров. Казалось бы, страсти поутихли, но не тут-то было.

В начале февраля некая хакерская группировка взломала CDPR и украла всю информацию с серверов, заодно зашифровав их (данные были быстро восстановлены из резервных копий). Злоумышленники потребовали выкуп, однако студия публично рассказала о ЧП 9 февраля и отказалась вести с ними переговоры, вместо этого обратившись к партнерам и властям. Такая позиция вызвала одобрение экспертов по кибербезопасности. Дальше приходится ступать на тропу слухов и догадок. Предположительно, за атакой стоит группа HelloKitty, прибравшая к рукам REDengine, исходные коды Cyberpunk 2077, The Witcher 3: Wild Hunt, включая версию для некст-гена, и «Гвинта». 

ККИ слили в сеть в качества доказательства или предупреждения, после чего был объявлен аукцион на остальное. Начальная ставка – $1 миллион, мгновенный выкуп за $7 миллионов, и взнос в $4,5 тысячи в биткоинах за участие. Стоит понимать, что наибольший интерес вызывает внутренняя документация, которая, быть может, содержит доказательства махинаций CDPR. Также в третьи руки могли попасть персональные сведения тех, кто некогда трудился в компании, включая отделившееся от нее и позднее обанкротившееся (якобы как раз из-за переноса Cyberpunk 2077) издательство CDP. По непроверенной информации, их уже попытались использовать для оформления кредитов.

Аукцион был завершен досрочно после того, как хакеры получили некое выгодное предложение, что подтвердили две отслеживающие активность в даркнете организации. Ряд фактов (время старта торгов указано по Москве, не слишком привычное на Западе сокращение kk, пост на форуме XSS на русском языке) указывает на причастность ставших притчей во языцех русских хакеров. Некоторые эксперты указывают на пособничество одного из работников CDPR, возможно бывшего. Месть уволенного сотрудника или озлобленного геймера? Или же студия просто оказалась лакомым кусочком? Никто не отменял и вероятность случайного выбора жертвы. Остается гадать, кто же стал покупателем и как он распорядится ценным приобретением. Где-то возбудился один Джейсон Шрайер, мечтающий наложить руки на документы и устроить сенсационное разоблачение.

С другой стороны, официальное заявление – лишь слова, никак не мешающие полякам втихаря выкупить у преступников украденное. Ну и куда уж без теории заговора: CDPR выдумала атаку, чтобы оправдать неспособность привести Cyberpunk 2077 в приличный вид. Звучит довольно дико, но коль уж вступил на путь ни дня без фейла… Не зря глава студии Адам Кичиньский мгновенно заявил о влиянии ситуации на «темпы развития», при том что какие-либо данные утеряны не были. Напомним, в феврале должен выйти второй крупный патч, после которого серьезных проблем остаться не должно.

Мутная история с открытым финалом. CD Projekt RED заметает следы собственных преступлений, или это такой маркетинг в духе «Главное, чтобы о Дали говорили»? А может, дерзкие хакеры просто решили заявить о себе. Очевидно лишь, что обсуждать Cyberpunk 2077 и связанные с ней события будут куда дольше, чем, скажем, Fallout 76. Продолжение следует?..

Источник: goha.ru