Обзор ASUS ROG Swift 360Hz PG259QN – самый быстрый монитор для киберспорта и NVIDIA Reflex

Эталоном киберспортивных мониторов долгое время оставались продукты на TN матрицах, которые за сверхбыстрый отклик пикселей, минимальный блюр и высокую герцовку жертвовали всем остальным. Отвратительная цветопередача, неспособность точно воспроизвести даже SRGB гамму, низкий уровень контрастности, плохие углы обзора и, зачастую, отсутствие G-Sync/Freesync. Но все меняется, уже третий год подряд IPS панели от LG, AUO и Innolux все ближе и ближе приближаются к скоростям TN панелей, предлагая прекрасный баланс скорости и цветопередачи в широком спектре размеров и разрешений. Доминированию 240 Гц TN мониторов на рынке киберспорта пришел конец с появлением новой 360 Гц IPS панели, которая и является основой самого быстрого монитора на рынке – ASUS ROG Swift 360Hz PG259QN. 

Являясь уникальным и очень нишевым продуктом, ASUS за ранее невиданную скорость задает высокую цену – от 70 тысяч рублей на момент публикации обзора. Много для монитора с разрешением 1920х1080, но и топовые 240 ГЦ ТНки тоже стоят немало – за гораздо меньшие мониторы. За премиальный ценник ASUS комплектует монитор топовыми характеристиками и богатым комплектом поставки. Панель от AUO построена на основе фирменной AHVA (IPS) технологии с 8 бит+FRC матрицей, яркостью до 400 нит, статической контрастностью ~1200:1 и даже поддержкой HDR10 – характеристика явно второстепенная, в сравнении с 360 Гц частоты обновления экрана и 1 мс G2G откликом пикселей. Параметр этот зачастую маркетинговый, но в случае с ASUS ROG Swift 360Hz PG259QN может оказаться очень даже реальным. 

Помимо солидных характеристик, ASUS ROG Swift 360Hz PG259QN может предложить встроенный G-SYNC модуль нового поколения с пассивным охлаждением (никаких вентиляторов!), обеспечивающий синхронизацию с 1 Гц до 360 Гц. Год назад NVIDIA открыла возможность использования G-SYNC на видеокартах AMD и консолях с поддержкой VRR, отчего для использования технологии адаптивной синхронизации не нужна видеокарта от NVIDIA. Для чего она будет нужна, так это для функционала NVIDIA Reflex, о котором поговорим позднее. Также от NVIDIA идет фирменная технология Black Strobing/Black Frame Insertion – NVIDIA ULMB.

Комплект поставки у монитора ASUS ROG Swift 360Hz PG259QN богатый. Начинается это с подставки, которых в коробке две – фирменная тренога и очень солидный адаптер для крепления к самому столу. Отличная вещь, которая лишает необходимости покупать VESA крепление, если тренога мешает привычному положению клавиатуры/коврика для мыши. К тому же пользователь не теряет эргономики монитора, ведь это крепление использует родную ножку монитора. В плане аксессуаров представлен полный набор: кабели DP 1.4, HDMI 2.0, USB B to A для подключения встроенного в монитор USB-хаба, блок и кабель питания, комплект наклеек, документации и сертификат заводской калибровки, подтверждающий Avg. ΔE<0.75 – лучший результат “из коробки”, что я видел! 

Эргономика монитора традиционно прекрасная для серии ASUS ROG – поворот на 25 градусов в обе стороны, регулировка по высоте до 120 мм, наклон от -5 до +20 градусов и разворот на 90 градусов для портретного режима. Обе подставки – тренога и крепление на стол отлично поддерживают монитор и поглощают вибрации. В интерфейсы подключения входят DP 1.4, HDMI 2.0, х2 USB-A 3.1, USB-B 3.1 (для подключения ПК) и 3.5 мм мини-джек для подключения наушников. Управляется монитор при помощи джойстика и четырех кнопок, одна из которых отвечает за питание, а остальные три используются в виде настраиваемых кнопок быстрого доступа к различным функциям монитора. OSD меню очень удобное, отзывчивое и понятное, включая “игровые” функции и NVIDIA Reflex. Дополнительно можно использовать утилиту Asus DisplayWidget Software, которая позволяет управлять всем функционалом монитора прямо из операционной системы.

Что касается использования монитора по его прямому назначению – игры в соревновательные шутеры, то равных ASUS ROG Swift 360Hz PG259QN просто нет. 360 Гц – это не просто большая циферка, скорость переключения пикселей ей соответствует. Никакого блюра, мыла или артефактов переразгона нет – в режиме OD “Обычный” монитор показывает реальные 1 мс G2G в большинстве переключений, чего ни один другой монитор просто не может. Большинство людей не заметит стоящей разницы между топовыми 240 Гц мониторами и ASUS ROG Swift 360Hz PG259QN, однако новинка от ASUS банально обеспечивает более плавный и комфортный опыт игры. Минимальный инпутлаг, сверхплавная картинка и что еще важнее, если игра не способна достичь отметки в 360 FPS, адаптивный Overdrive. 

G-SYNC модуль обеспечивает не только адаптивную синхронизацию с 1 до 360 Гц, но и динамический разгон пикселей, отчего выставив значения разгона на отметку “обычный” о нем можно просто забыть – монитор будет в динамике регулировать напряжение для обеспечения максимально плавной картинки без каких-либо артефактов. Опять же, мониторов, оборудованных этой функцией – единицы. И без исключения все 240-280 Гц мониторы этого функционала лишены – отчего либо играешь в 240 FPS, либо постоянно залезаешь в меню переключить режим разгона, чтобы получить наилучший результат для игры в 60-120-200 FPS. ULMB однако, оказывается малополезным – работает он только в режимах 144 и 240 Гц отдельно от G-SYNC. Фирменной ELMB от ASUS, которая позволяет одновременное использование адаптивной синхронизации и Black Frame Insertion не завезли. Да и на практике она оказывается не нужна – частота обновления экрана в 360 Гц обеспечивает несравнимую плавность.

Лично для меня самый большой плюс – это использование современной IPS панели, которая превращает монитор в полноценный, многофункциональный дисплей. TN панели были пригодны только для игры в киберспортивные игры, где важна высокая плавность и скорость – во всем остальном опыт использования подобных мониторов был отвратителен. ASUS ROG Swift 360Hz PG259QN – не только монитор для КСа. IPS панель от AUO обладает высокими для SDR показателями яркости (до 400 нит), хорошей для IPS мониторов контрастностью (~1200:1), отличной цветопередачей и широкими углами обзора. Монитором можно пользоваться для работы с использованием стандарта sRGB (присутствует соответствующий режим), потребления развлекательного контента и игры в несоревновательные игры. 

NVIDIA Reflex

Начнем с того, что NVIDIA разделяет технологию Reflex на три составляющих: SDK для разработчиков, который они сами интегрируют в собственные проекты, софт для GPU от NVIDIA (GTX 900 и новее) и специальные модули для 360 Hz G-Sync мониторов, который позволяет анализировать задержки системы между нажатием на кнопку мыши и отображением результата на экране. Список поддерживаемых игр на данный момент невелик – Apex Legends, Fortnite, Warzone/Black Ops – Cold War, Valorant и Destiny 2. Да и магия NVIDIA не всесильна – Reflex помогает умно синхронизировать работу CPU и GPU, чтобы никто никого не ждал и кадры поставлялись ровно в необходимый момент. Поможет это по большей степени в ситуациях с GPU ботлнеком, когда процессор простаивает, пока GPU рендерит кадры и, опять же, для использования технологии никакие особенные мониторы не нужны – только карточка от NVIDIA.

ASUS ROG Swift 360Hz PG259QN содержит необходимый функционал, который позволяет в режиме реального анализировать задержки ввода в играх и оценивать воздействие различных игровых и системных параметров на отзывчивость управления в игре. Функционал этот очень и очень полезен киберспортсменам и киберкотлетам, которые стараются выжать максимум из системы. Reflex Latency Analyzer позволяет оценить влияние настроек графики, управления, различных оверлеев и различных кривостей и багов винды на инпут лаг в играх. Стоит ограничить FPS, синхронизировав с максимальной герцовкой монитора или оставить его открытым для лучшего эффекта? Стоит ли использовать мультитред инпут в настройках игры? Отключить “игровые оптимизации” в Windows 10? Exclusive Fullscreen или обычный Fullscreen? Может, Borderless? NVIDIA Reflex Latency Analyzer ответит на все вопросы. И не нужно курить никаких гайдов на странных форумах, которые предлагают копаться в реестре и писать странные вещи в командной строке. 

Работает анализатор таким образом: включаешь функционал в OSD монитора, выбираешь размер и пропорции прозрачного прямоугольника, который будет регистрировать вспышки от выстрелов и перемещаешь его туда, где эти вспышки появляются во время стрельбы. Делается это все до жути просто и удобно при помощи джойстика. Прямоугольник этот можно спрятать и оставить только оверлей регистрации задержек, который таким же образом можно задвинуть, куда хочешь. На этом этапе сам монитор будет показывать задержку между нажатием на ЛКМ и появлением вспышки от выстрела на экране. Для более подробной информации понадобится бета-версия GeForce Experience. 

GFE позволяет включить расширенный оверлей задержек монитора, мыши и системы целиком. С определенными ограничениями: для наблюдения за задержками монитора нужно использовать поддерживаемый монитор – в нашем случае ASUS ROG Swift 360Hz PG259QN, этого будет уже достаточно. Можно пойти на шаг дальше и подключить к монитору одну из поддерживаемых проводных мышей, тогда оверлей GFE начнет показывать задержку системы и задержку мыши – показатели, честно, бесполезные, ввиду того что задержка мыши не превышает 1 мс, который потом добавляется к задержке вывода картинки, как итоговая задержка системы. 

Тестировать первым делом я полез в Diabotical, т.к. это одна из самых оптимизированных соревновательных игр на данный момент. Результаты работы Reflex Latency Analyzer реально полезны и помогают настроить игру для достижения максимальной плавности. Input Lag на 144 Гц/FPS составил ~20 мс, а на 240 Гц/FPS – уже 13 мс, шаг вперед – 360 Гц/FPS – задержки меньше 10 мс! Разлочил FPS до 500+ – инпут лаг увеличился и стал менее консистентным. Таким же образом можно оценивать влияние настроек графики, мыши и т.п. Функционал этот, само собой, полезен будет не каждому, только киберспортсменам и киберкотлетам. Но самое классное – это возможность объективно критиковать соревновательные шутеры за отвратительные оптимизации: “вот у нас в Diabotical задержки меньше 20 мс, а в вашем Warzone – все 50! Может, тикрейт еще не 128?”. И не поспоришь – у нас доказательства есть! 

***

По итогу недели использования монитора, честно, тяжело представить, кому этот монитор захочется купить. Ниша покупателей сверхбыстрых мониторов порадуется высокой скорости, но на преимущества IPS мониторов им, зачастую, побоку. AUO и ASUS сделали большой шаг вперед, создав не просто бенчмарк, а полноценный, многогранный продукт с целым рядом нововведений и премиальных функций. Функционально, ASUS ROG Swift 360Hz PG259QN отлично подойдет для любого геймера, но захочет ли он платить 70 тысяч рублей за FullHD монитор? IPS развивается семимильными шагами и лично мне очень интересно, что ждет нас в следующем году (1440p 280 Гц мониторы!), а ASUS ROG Swift 360Hz PG259QN я оставляю киберспортсменам – лучше монитора для этой цели не сыскать. За что полагается наша награда – GOHA.RU РЕКОМЕНДУЕТ. 



Источник: goha.ru