[Мнение] Сериал «Стража» по Терри Пратчетту: что это было, или когда все так плохо, что аж хорошо

Романы британского писателя Терри Пратчетта широко известны по всему миру. Это не эпическое фэнтези Толкина или боевое фэнтези Сандерсона, «Плоский мир» зиждется на тонком юморе и острой сатире, в которых находит отражение реальная жизнь. Десятки романов поделены на несколько подциклов, среди которых особенной любовью пользуются именно похождения Ночной Стражи. На родине произведения автора неоднократно экранизировали, но эти фильмы и сериалы, за исключением «Благих знамений» от Amazon и BBC, известны лишь самым преданным поклонникам, рядовые зрители о них никогда и не слышали, в том числе в силу определенной специфичности, как, например, и «Доктор Кто». Дочь мэтра Рианна планирует выпустить новые телеадаптации, «верные оригиналу», о чем было объявлено год назад, вот только подробностей пока нет.

Ну а недавно завершился показ «Стражи» – сериала от BBC America, повествующего о блюстителях закона и порядка на улицах Анк-Морпорка и организованной во всех смыслах преступности и вызвавшего неоднозначную реакцию в рядах почитателей Пратчетта. Свое шоу сценарист Саймон Аллен («Мушкетеры») и режиссер Крэйг Вивейрос («Стальная звезда», «Война миров») охарактеризовали как «панк-рок-триллер», а вот Рианна постаралась от проекта максимально дистанцироваться еще на раннем этапе разработки. Так что же в итоге, Пратчетт или не Пратчетт? Дать ответ на сей вопрос далеко не так просто, как могло показаться, так что пройдемся по пунктам.

С воссозданием Анк-Морпорка как полноценного действующего лица создатели сериала справились отлично. Да, город несколько осовременили, снабдив, например, системой видеонаблюдения (работающей при этом, как и положено, за счет бесов-художников) и большим количеством электроприборов (спасибо волшебникам из Незримого университета), но дух и атмосферу места действия уловили весьма точно, даром что передавать запахи телевизоры еще не научились. Отказались и от более привычной для Анк-Морпорка поножовщины: все персонажи таскают с собой карманные арбалеты и не прочь устроить перестрелку.

А вот с персонажами налицо форменная вакханалия. Некоторых, скажем Колона и Шноббса, попросту удалили из сюжета. К Сэмюэлю Ваймсу и Моркоу вопросов нет, попадние в яблочко, сыгравший капитана Ночной Стражи Ричард Дормер («Игра престолов», «Фортитьюд») прям хорош, одна мимика чего стоит. В случае с Ангвой затронут не столько характер, сколько внешность – этакая мелкая Кристен Стюарт. Шельма Задранец обернулась трансгендером (эпизод о принятии себя в наличии), едва уступающим габаритами Моркоу, леди Сибилла Овнец превратилась в стройную черную бой-бабу, пользующую дракона заместо огнемета, глава Гильдии Убийц доктор Проблемс и Себя-Режу-Без-Ножа Достабль сменили пол (в последнем случае также образ и род деятельности), как и Витинари (тут еще и местоимения употребляются то он, то она). Хотя к самим актерам претензий в общем-то нет, за сим в общем и целом смотрится все это достаточно органично.

Работа над адаптацией «Стражи» началась в 2011 году, еще при живом Пратчетте, задумывался же сериал как фэнтезийный полицейский процедурал с эпизодическим повествованием в формате «преступление недели» (нечто в духе CSI). Однако в конечном итоге концепция претерпела серьезные изменения. Сюжет лишь в самых общих чертах (дракон, отношения между Ваймсом и Овнец) основан на романах, по факту это самостоятельная история с новыми персонажами и нюансами. История в целом недурная, но вот сам подход не назвать особо удачным: драматические элементы тут явно не пришей кобыле хвост, уж лучше было сосредоточиться на треше и угаре (в хорошем смысле), не перемежая их чем-то не слишком нужным и вразумительным.

Так что местами сериал навевает скуку, хотя в то же время другие моменты как вызывают повышенное внимание, так и заставляют вспомнить о книжном «Плоском мире». Финал явно заточен на продолжение, вот только второй сезон явно под очень большим вопросом. Все-таки «Стражу» можно сравнить с фильмами «Призрак в доспехах» и «Тетрадь смерти»: неплохое кино в отрыве от оригинала, однако блеклая тень, если начать сравнивать с первоисточником. Да и с юмором у «Стражи» не все гладко, частенько он скатывается куда-то не туда, чего уж взять с американцев и их комедий.

Сериал активно начали критиковать сразу же после публикации первых кадров, хотя трейлеры все же вызвали определенный интерес и выглядели достаточно обнадеживающими. Однако же на практике не сложилось: шоу вполне могло бы зайти, если отбросить мысли о «Плоском мире» Терри Пратчетта (пусть даже кое-где, в отдельных моментах, авторы шоу весьма метко уловили его суть), но стоило сделать акцент на безудержном веселье и искрометном юморе, оставив серьезные щи для других проектов. Ну а так бодрость сменяется вялостью и неуместными стенаниями по поводу прошлого и нелегкой судьбины. 

Критики «Стражу» разгромили, пользовательские оценки на агрегаторах и того хуже. В стороне не осталась не только Рианна Пратчетт, но и хорошо знакомый с писателем Нил Гейман, также считающий экранизацию неуместной и не имеющей ничего общего с творчеством мэтра. Посмотреть сериал все же стоит, однако предварительно отринув мысли и образы, сформировавшиеся во время прочтения книг, ибо Пратчетта в нем практически нет.

Источник: goha.ru