История русского киберпанка

Название «Русский киберпанк» можно считать условным, поскольку речь идет о территории всего постсоветского пространства, где большинство населения говорит на русском языке.

То, что в начале 1990-х годов в русской литературе появилось направление, которое можно назвать «русским киберпанком» – это в основном заслуга Андрея Черткова. Еще в 1988 году в своем небольшом альманахе он опубликовал перевод статьи фантаста Майкла Суэнвика «Постмодернизм в фантастике: Руководство пользователя» о генезисе жанра и литературных войнах между писателями-киберпанками и «гуманистами». В дальнейшем Андрей Чертков продолжил активную пропаганду этого жанра среди писателей-фантастов на всевозможных фантастических конвентах и особенно на заседаниях семинара писателей-фантастов под руководством Бориса Стругацкого. Затем в середине 90-х Чертков смог пробить в печать, составленную им лично книжную серию «Виртуальный мир», в которую вошли произведения Уильяма Гибсона, Брюса Стерлинга и Майкла Суэнвика.

Конечно можно сказать, что к нам жанр киберпанка пришел довольно поздно. И в этом плане мы сильно отстали от Запада, где этот жанр зародился. Но, лично мое мнение, что если бы не инициативы Андрея Черткова, то вполне вероятно, что с лучшими произведениями жанра киберпанк наши читатели познакомились бы намного позже 90-х годов. Да и вспомните то время, развал СССР, лихие 90-е, я даже не представляю, каких усилий ему стоило продвижение целого жанра.

Результатом же стало то, что благодаря Черткову наши отечественные писатели и читатели познакомились с новым для себя жанром, и результат не заставил себя долго ждать. Самые ранние произведения русскоязычных писателей в жанре киберпанка появились в 1992 году, это был роман Александра Тюрина «Каменный век» и повесть Александра Щёголева «Сеть». Я считал оба произведения, примерно в 1999 году, не могу сказать, что мне они сильно запомнились, но все-таки это был уже киберпанк – цифровые двойники людей, киберимпланты и т.д.

Александр Тюрин продолжил писать в этом жанре, правда постепенно его произведения склонялись больше к жанру нанопанка, чем киберпанка. Речь идет о книгах «Боятся ли компьютеры адского пламени» и «Киберозойская эра». Несмотря на огромный вклад  Тюрина в развитие русского киберпанка и нанопанка, сейчас, в 2020 году купить его книги сложно, даже обложки книг почти невозможно найти в гугл картинках.

К сожалению в дальнейшем взрывного развития жанра, как это было на западе, у нас не произошло. Почему так случилось – я не знаю, скорее всего повлияла ситуация в стране и спрос читательской аудитории. В то время на Западе компьютеры стали уже почти массовым явлением, а у нас по-прежнему это была больше диковинка и редкость. Мне кажется, что аудитория была просто не готова к новым терминам и концепциям.

Отдельно хочу отметить романы Мерси Шелли, о которых я собственно и начинал делать это видео. Речь идет о дилогии «2048», которая является чистым качественным русским киберпанком. Еще некоторые источники отмечают роман «Паутина», который тоже относится к жанру киберпанк, хотя на мой взгляд это произведение больше о виртуальной реальности.

Одним из самых заметных произведений в жанре русского киберпанка является цикл «Анклавы» Вадима Панова. Из всего, что я считал, именно этот цикл я могу смело отнести к настоящему русскому современному киберпанку. Причем благодаря известности автора цикл стал довольно популярным и вызвал всплеск читательского интереса к жанру русского киберпанка.

Конечно же я не могу не вспомнить «Фальшивые зеркала», Сергея Лукьяненко. Этот цикл часто ошибочно относят к жанру русского киберпанка, хотя на самом деле книги содержат лишь его элементы. Сам Лукьяненко говорит, что это романы о виртуальности. 

То же самое можно сказать и романах «Там (Город крыс)» Алексея Калугина, «Последний аватар» Александра Зорича. Да там есть элементы киберпанка, но все-таки это больше романы о виртуальном мире.

Самое близкое по духу к западному классическому киберпанку из всего, что я читал от отечественных авторов, это трилогия Александра и Людмилы Белаш «Война кукол».

Но опять же, видимо трилогия не снискала особой популярности у массового читателя, поскольку сейчас ее нет на официальных площадках электронных магазинов, нет в бумаге и даже обложку удалось найти с трудом. Я обязательно расскажу об этой трилогии отдельно, она того заслуживает, но сначала мне нужно ее перечитать, ибо читал я это довольно давно.

Из более-менее заметных произведений отечественных авторов хочу еще отметить «Сердца и моторы» Владимира Васильева, «Свободный охотник» Щеголева и конечно же довольно известное произведение «Падшие ангелы Мультиверсума» Леонида Алехина, по которому даже была сделана настольная коллекционная карточная игра.

Многие наверняка задаются вопросом, в чем же отличия русского киберпанка от западного? Сформулировать это сложно, здесь играют роль культурные различия, традиции, устои, обстановка в стране, развитие информационных технологий и так далее. Владимир Васильев сформулировал отличия так: «американский киберпанк является наследником пост-модернизма и зачастую мрачен, в то время как русский киберпанк в целом следует духу традиционной научной фантастики, отличаясь от неё в основном антуражем»

На Западе киберпанк продолжает развиваться, и отличные тому примеры серии книг «Такеси Ковач» Ричарда Моргана и «Квантовый вор» Ханну Райаниеми. Конечно он не так популярен, как другие жанры, но все же развитие есть, чего нельзя сказать о русском киберпанке. Даже по запросу «русский киберпанк» гугл выдает сначала старые произведения в этом жанре, а потом и вовсе чистое LitRPG.

Если вам есть что добавить о киберпанке – пишите в комментариях. А с вами был Дитрум, привет, привет!

Источник: goha.ru