[ГоХаниме] «Клинок, рассекающий демонов» как мировой феномен и триумф «Бесконечного поезда» в Японии

«Истребитель демонов: Kimetsu no Yaiba», «Demon Slayer: Kimetsu no Yaiba», «Клинок, рассекающий демонов» – названий много, но суть одна. Японский конвейер по производству манги и аниме работает исправно, время от времени выдает действительно стоящие произведения, однако с такой помпой и размахом в жизнь отаку они врываются крайне редко. Публикация манги началась в феврале 2016 года в Weekly Shonen Jump, а к концу история подошла в мае этого на 23-м томе. Это первое и пока что единственное произведение Готоге Койохару, если не считать четыре предшествующих ваншота. Кстати, в одном их них и зародилась концепция Kimetsu no Yaiba, однако редактор забраковал слишком серьезный и мрачный тон истории.

Даже будучи самым коротким из представленных произведений, «Клинок, рассекающий демонов» уже ворвался на 11-ю строчку мирового рейтинга самой продаваемой манги со 120 миллионами копий, вот-вот потеснит Bleach и имеет все шансы в обозримом будущем закрепиться в середине списка. Что уж говорить о неоспоримой доминации на родине, где он давно возглавляет все чарты продаж, в десять раз превосходя ближайших конкурентов, включая One Piece. На русском языке, увы, «Истребитель демонов» пока не продается. Издательств не столь много, их ресурсы так или иначе ограничены, как и возможная нагрузка на кошельки покупателей, да и цена вопроса, вероятно, далеко не пять копеек, хотя появление лицензии в России – лишь вопрос времени.

В наши дни практически невозможно придумать нечто по-настоящему оригинальное, потому писателям остается лишь добиваться совершенства в выбранном жанре, оттачивая каждый аспект и наиболее удачным образом сочетая классические элементы. В чем Готоге определенно преуспел. События манги происходят в Японии эпохи Тайсе, в начале прошлого века. И временной отрезок выбран весьма удачно. С одной стороны, большая часть страны предстает в привычном для фэнтези стиле с укладом жизни, не столь уж кардинально изменившимся за несколько веков, с другой же, есть Токио – густонаселенная столица с благами технического прогресса вроде электричества и поездов и характерной для больших городов суматохой.

Сюжет Kimetsu no Yaiba построен на существовании демонов – опасных тварей, зачастую более или менее отдаленно напоминающих людей, коими некогда и были, питающихся человеческой кровью и плотью и владеющих магией. На первый взгляд звучит на редкость избито. Как водится, если есть угроза, то имеются и те, кто защищают от нее простых смертных. Истребители – обычные люди, закаляющие тело и дух в изнурительных тренировках и вооруженные особыми клинками. С их помощью, освоив особую технику дыхания, они способны использовать каты – стихийные атаки, основанные на воде, молнии и других элементах. Главный герой, Камадо Танджиро – простой мальчишка, недавно потерявший отца. Но беда не приходит одна: вскоре его мать, братья и сестры становятся жертвами самого могущественного из демонов – Кибуцуджи Музана. Выжила лишь одна из сестер, Незуко, обратившаяся в демона. По загадочной причине девочке удалось не поддаться голоду и жажде убийств. Танджиро же подался в истребители, но не ради мести. Добродушный и наивный, он испытывает жалость и сострадание даже к чудовищам. Его цель – снова сделать любимую сестренку человеком. А впереди его ждет длинный и тернистый путь к заветной цели. Этакий Наруто, всех защищающий, все превозмогающий своим упорством и объединяющий вокруг себя самых разных людей, в том числе весьма колоритных личностей.

Манга нарисована добротно, но в плане дизайна персонажей, анимации и картинки в целом ufotable проделала действительно отличную работу. Недаром простые зрители и критики отдельно отмечают качество визуального исполнения аниме, в особенности боевые сцены. Именно после премьеры сериала в прошлом году, как это часто бывает, о «Клинке, рассекающем демонов» заговорили во всем мире. Аниме возглавило все возможные рейтинги и было признано не то что лучшим за год, а за целое десятилетие. И столь сильную реакцию понять можно: при всей банальности каждого отдельного элемента в сумме они дают образцовый сенен. Простая, но сильная завязка, динамика повествования без растекания мыслью по древу (хотя без повторения некоторых сцен без особой необходимости таки не обошлось), немного кровушки – что еще для счастья надо? Хотя на определенном этапе интерес к произведению превратился в фанатизм, перешедший на стадию истерии. На русском языке, в дубляже от «Студийной банды», посмотреть аниме можно на Wakanim.

До выхода сериала на малых экранах в кинотеатрах США и Японии уже показывали первые эпизоды, а затем было принято решение выпустить полнометражный фильм. На волне хайпа публика проглотила бы и откровенный филлер, попросив затем добавки, однако ufotable решила продолжить адаптацию манги. Если подумать, то «Бесконечный поезд» – просто длинная серия, чуть более дорого и тщательно сделанная, а не проект уровня Миязаки или Синкая, на который потрачены годы кропотливой работы, но результат иначе как ошеломительным и не назвать. Картина оказалась столь успешной, что впору задуматься, а будет ли второй сезон. Нет, ну правда, зачем связываться с телевидением и стрим-сервисами, когда перед тобой маячат такие деньги. С дебюта ленты прошло чуть более двух месяцев, а сборы перевалили за ¥30,3 миллиарда (~$291 миллион). И это только в японском прокате! Еще порядка $20 миллионов принесли показы на Тайване, в Гонконге, Сингапуре и Вьетнаме. От звания самого кассового аниме и фильма в целом картину отделяют всего какие-то жалкие ¥1,4 миллиарда. «Унесенные призраками» легендарного Миязаки Хаяо держатся из последних сил, хотя уже обречены. Что уж говорить про Синкая Макото. В начале следующего года «Бесконечный поезд» доберется до больших экранов в США. При этом уже сейчас очевидно, что он мгновенно переедет в мировом рейтинге и «Унесенных призраками», и «Твое имя.». Два «Оскара» этому фильму.

Конечно, не стоит забывать о коронавирусе. С одной стороны, зрители хотят отвлечься, а особого ассортимента нынче нет. С другой же, кинотеатры то открываются, то закрываются, правительство вводит различные ограничительные меры, да и не каждый станет рисковать походом в общественное место без крайней нужды. Франшиза «Истребитель демонов: Kimetsu no Yaiba» – курица, несущая золотые яйца и феномен мирового масштаба, ведь ее популярность выплеснулась далеко за пределы Страны восходящего солнца.

По оценке одной из крупнейших японских страховых компаний, только за 2020 год вклад франшизы в японскую экономику составил порядка ¥270 миллиардов (~$2,6 миллиарда): ¥85 миллиардов (~$817,9 миллиона) с манги, ¥50 миллиардов (~$481,1 миллиона) с «Бесконечного поезда», ¥130 миллиардов (~$1,25 миллиарда) с фигурок и прочего мерча. А ведь одних только фигурок вышло больше 500. Чего уж там, за примером далеко ходить не надо, ведь за год Good Smile Company уже в третий раз выпускает Танджиро в популярной чиби-серии Nendoroid (уже беспрецедентная ситуация), а все предзаказы вновь разобраны. А скоро подтянется еще и специальный вариант героя в той же линейке. Хотя для некоторых все эти цифры – лишь повод кусать локти.

Собеседник одного из бизнес-изданий Страны восходящего солнца предположил, что издательство Shueisha за права на фильм получило всего-навсего ¥4 миллиона (~$38,5 тысяч), половина из которых ушла непосредственно Готоге. Мангаку на тот момент рассматривали как начинающего автора, вселенная еще не раскрутилась до нынешнего уровня, потому и условия контракта соответствующие. Более того, выпускать «Бесконечный поезд» в виде фильма изначально тоже никто не планировал. Готоге, если верить инсайдеру, даже не получит отчислений от сборов. Ситуация стара как мир, зато Aniplex и ufotable купаются в деньгах. С другой стороны, официальной информации на сей счет нет, да и едва ли ее раскроют. Кстати, в следующем году увидят свет и две игры по аниме – привычный аниме-экшен для ПК и консолей и мобильный проект. Полный охват аудитории на всех возможных площадках.

Примечателен и результат опроса, проведенного японским издателем, специализирующимся на учебной литературе, среди учеников младших классов собственной школы. Почти для трети ребят в уходящем году ничего лучше «Истребителя демонов: Kimetsu no Yaiba» не было. Что уж говорить про список людей, вызывающих у мальчишек и девчонок наибольшее восхищение: мамам удалось забраться на вторую строчку с серьезным отставанием от лидера, учителя разместились на четвертой, следом за ними идут отцы. А вот все остальные места заняли персонажи аниме, возглавил рейтинг, само собой, Танджиро. Вот тебе и влияние на неокрепшую детскую психику.

«Клинок, рассекающий демонов» определенно войдет в историю аниме-индустрии. Наверно, всеобщий восторг вокруг произведения несколько гипертрофирован, однако результат и правда впечатляет, особенно для дебюта. Идеальное сочетание привычных и набивших оскомину моментов превратилось в глоток свежего воздуха для отаку, предпочитают они мангу или аниме. Интересно, обрати студия внимание на мангу пораньше, закончилась бы она так рано? Хватило бы Готоге силы воли, чтобы остановиться в правильном месте, или он не устоял бы от соблазна? Ведь такую франшизу можно доить сиквелами, приквелами, вбоквелами и иже с ними годами, если не десятилетиями. Возможно, все в конечном итоге сложилось наилучшим образом, пусть даже всегда тяжело расставаться с полюбившимися героями

Источник: goha.ru