World of Warcraft: Battle for Azeroth — битва за выживание

Сразу после выхода World of Warcraft: Battle for Azeroth я неплохо прошелся по игре, раскритиковав Blizzard за то, что в седьмом по счету аддоне они не добавили практически ничего нового, лишь взяв лучшие фишки из предыдущих дополнений, Legion и Warlords of Draenor. Увы, но спустя еще две недели вдумчивой игры, я только укрепился во мнении, что Battle for Azeroth — самый слабый аддон в истории World of Warcraft.

Это, конечно, еще далеко не провал — игру с такой историей и с таким общим уровнем качества сложно испортить одним не очень удачным аддоном. Более того, в чем-то Battle for Azeroth все-таки может оказаться лучше предшественников: Blizzard в последнее время подняли кооперативный контент почти что на уровень искусства, и по подземельям и первому рейду нового аддона чувствуется очередной шаг вперед. Но здесь давать оценки еще рано: важно не только сделать хороший старт, но и держать планку качества на протяжении всех двух лет существования аддона.

Но если говорить об атмосфере и истории, которые являются «фоном» для кооперативных приключений — то здесь все очень посредственно. Начнем с того, что Blizzard зачем-то повторились: войну между Альянсом и Ордой, пусть и в несколько ином «формате», мы видели буквально в позапрошлом аддоне. Местами встречаются и прямые цитаты — например, возглавившая Орду Сильвана по безумию не уступит Гаррошу.

С созданием атмосферы войны у сценаристов тоже не заладилось. Кампанию на этот раз решили разделить на две ветки: у Альянса и Орды теперь по собственному небольшому материку, где основная цель игрока — решить проблемы местных обитателей, чтобы они встали под наши знамена в идущем непонятно где мировом конфликте. Это как если бы в высокобюджетном шутере про Вторую мировую сюжет полностью посвятили захвату Ирана войсками СССР и Великобритании — конечно, это была важная операция, но на фоне того, что творилось в 1941 году на Восточном фронте, она была, мягко говоря, не самой актуальной.

Сами континенты стали меньше — на каждом теперь только по три крупных зоны, которые можно проходить в любом порядке. Сила врагов, получаемый опыт и награды подгоняются под уровень персонажа, так что слишком сложно нигде не будет (и совсем легко тоже). Это сделано для упрощения совместной прокачки — если друг начал в другой локации или просто качается быстрее, то всегда можно найти место, где вам обоим будет интересно. С какой-то стороны это разумное решение, но все равно остается чувство «рваности» повествования — у каждой из трех локаций собственный сюжет, а вместе их сложили по совсем простенькой схеме (реши наши проблемы здесь, здесь и здесь — и вот мы под твоими знаменами).

Количество контента во всех трех зонах огромно — если проходить только сюжетную часть, то порой остается неоткрытой половина карты. К сожалению,в Blizzard вновь стали увлекаться однотипными квестами, так что историй, когда надо убить десять врагов, собрать пять предметов и спасти трех товарищей, опять выше крыши. Зато все хорошо с подачей: локации отлично прорисованы, история до деталей выписана даже для самых мелких квестов, традиционно хорошо сделаны ролики и озвучены герои. Атмосферных моментов тоже хватает: мне, например, запомнилось путешествие на повозке по Вол’Дуну и лихие заезды на мотоцикле во время вторжения на континент Альянса.

О том, что война все-таки идет, напоминают военные кампании — в определенные моменты «командование» вызывает игрока и отправляет его на чужой континент, разворачивать там очередной опорный пункт. Во время прохождения сюжета будет буквально три таких коротких экспедиции. А вот после 120 уровня там выполняются повторяющиеся задания. Получилось атмосферно: действовать приходится на территории врага, стараясь избегать опорных пунктов и крупных патрулей. Жаль только, что с этой идеей разработчики запоздали уровней на пять — все-таки показать войну стоило по полной программе уже во время прокачки.

Логика подсказывает, что раз Альянс и Орда воюют, то чаще сражаться должны и обычные игроки. Но и с этим не все просто. Если не хотите драться, то снимайте флаг PvP, и проходите всю кампанию, ничем не рискуя. Если флаг все-таки оставить, то вы попадете на отдельный сервер для любителей подраться. За прокачку на нем дают больше опыта, компенсируя то время, которое вы проведете в боях. Идея неплохая, но лишь для тех, кто любит абсолютное мясо: так как за PvP на этот сервер пришли абсолютно все игроки, то драться вы будете намного чаще, чем качаться. Ну и не стоит удивляться большим группам врагов, сносящих всех, кто слабее — честное PvP, как и прежде, существует лишь на полях боя.

Критикуя сюжет, важно понимать, что этап прокачки — лишь пролог для более масштабных событий, которые развернутся в будущих подземельях и рейдах. И там война между фракциями еще может полыхнуть во всей красе. В целом же стартовый сюжет вполне неплох, а наличие двух кампаний подталкивает пройти игру за обе фракции: дизайн материков совершенно разный, так что скучать не придется.

Дальше же начинаются вполне привычные занятия: прокачка репутации с фракциями, сбор азерита (об этом чуть позже), сбор экипировки и прохождение подземелий. И вот тут вновь обращаешь внимание на главную беду Battle for Azeroth. У этого аддона нет фишки, которая бы запоминалась с первых минут и отличала новинку от других дополнений, вроде гарнизонов в Warlords of Draenor или артефактного оружия и оплотов в Legion. Разделение кампании ну никак не тянет на что-то реально новое.

Не исключено, что на эту роль задуманы фронты — гигантские локации, где двадцать игроков пытаются захватить крепость, которую обороняет компьютер. Для этого придется координировать действия — занимать ключевые точки, налаживать снабжение, собирать все более и более мощные войска, чтобы затем отбить у врага его укрепления. А для того, чтобы открыть доступ к фронту на ограниченное время, игроки готовятся всем сервером, жертвуя предметы, золото и ресурсы. Но этот режим задержался почти на месяц с момента релиза дополнения — так что если получится интересно, то о фронтах мы расскажем отдельно.

Из других нововведений можно отметить новые расы, выдаваемые за прокачку репутации — по сути, это просто альтернативный облик, да несколько расовых особенностей. И экспедиции на острова: приключения для трех игроков, которые прибывают на остров, где должны, убивая врагов, собрать больше азерита, чем команда соперника (в большинстве случаев ей управляет компьютер, но есть и PvP-вариант). Экспедиции генерируются случайным образом, тактики в них простые, а проходить можно три раза в неделю — по сути, перед нами скорее очередной аналог повторяемых заданий, а не командных подземелий. И в любом случае, на роль «фишки» дополнения эти вещи тоже не годятся.

Более того, даже некоторые новинки предыдущих дополнений в Battle for Azeroth стали хуже. Например, гарнизоны и оплоты — нечто вроде штаба, где герой может отправлять соратников на задания, получая дополнительные награды. В Battle for Azeroth все свелось к одному столу на палубе корабля Орды, четырем соратникам и безымянным помощникам. Сравните с оплотом, который был уникален для каждого класса, и выполнял кучу сюжетных функций, или с гарнизоном — его игрок вовсе отстраивал с нуля, развивал и защищал от врагов. В Battle for Azeroth соратники все еще помогают в прокачке (в том числе и после достижения 120 уровня), но атмосферности не осталось никакой.

Аналогичная судьба постигла новый артефакт. Прокачка артефактного оружия в Legion была целой отдельной историей — разные ветки развития, множество опций, причем для достижения лучших из них надо было серьезно постараться. В Battle for Azeroth место оружия занял артефакт — медальон, уровень которого прокачивается сбором азерита. Это новый ресурс, который дают за некоторые задания, а также прохождение островов.

С ростом уровня медальон дает все большую прибавку к характеристикам, плюс открывает дополнительные бонусы на некоторых предметах экипировки, вроде шлема или наплечников. Два бонуса даются на выбор, третий — просто небольшой рост силы предмета. При этом бонусы лишь чуть-чуть улучшают показатели героя, а проблемы выбора почти не стоит — попадаются даже предметы, на которых почти все опции одинаково бесполезны. Определенный бонус новой системы лишь в том, что в World o Warcraft вернулась «охота» за оружием. Этот предмет экипировки всегда был самым вожделенным в игре, и новому посоху или топору, полученному в топовом рейде, ты радовался как ничему другому. Но не в Legion, где все классы два года проходили с артефактным оружием, пусть и прокачивая его, а также меняя скины.

Вообще список претензий к Battle for Azeroth можно продолжать намного дольше, но удивительное дело — спустя три недели после релиза игры я почти каждое утро продолжаю вставать на час раньше, чтобы поделать регулярные задания, по новой разглядывая шикарные локации, а вечера часто провожу в подземельях. World of Warcraft не растеряла своего шарма и продолжает оставаться лучшей многопользовательской игрой современности. Ну а многочисленные упрощения — лишь попытка адаптироваться к нынешним реалиями, когда игроки сразу хотят крутых приключений, без подготовки к ним. В чем-то, кстати, успешная: например, начав играть новым классом сразу со 110 уровня, в Battle for Azeroth можно привыкнуть к нему за пару вечеров, но при этом продолжать открывать для себя что-то новое, продолжая совершенствоваться в игре.

По сути, ситуация осталась прежней: если вам нужно масштабное онлайн-приключение, в которое можно долго играть с друзьями, проходя подземелья и сражаясь в PvP, то лучше World of Warcraft нет ничего. И факт, что продажи Battle for Azeroth в первый день стали самыми высокими в истории серии, это только подтверждает.

Интересно, что сместить World of Warcraft с этой позиции сможет… только сама World of Warcraft. В ближайшие год-два Blizzard запустит ретро-серверы, где игра будет точь-в-точь такой, какой она была в 2004-2005 году. Со сложной прокачкой, занимавшей пару месяцев, огромным миром, постоянной нехваткой ресурсов, жестоким и веселым PvP, высокоуровневом PvE, попасть в которое могли только избранные, и многим другим. И нам очень интересно, как к этому отнесутся игроки.

Источник: games.mail.ru

World of Tanks [SOI] RU+CIS