Octopath Traveler: Обзор

версия для печатиАктуально для платформы: NSW

Octopath Traveler считалась одним из главных эксклюзивов этого года для Nintendo Switch. Как только ни рекламировали её создатели: и проводили параллели с Final Fantasy VI, и выпускали две демоверсии, и настаивали на том, что это японская игра от японских разработчиков, не пытающаяся влюбить в себя западную аудиторию. Проект должен был вернуть игроков в «золотой век» RPG, стать современной классикой в духе Chrono Trigger. Стал ли?



Даже друзьями не назвать

Главных героев в игре восемь, и первые буквы их имён складываются в слово octopath. Все они живут на континенте Остерра и не знают о существовании друг друга. И могут никогда не узнать — лишь вы решаете, кто с кем встретится. Первый выбранный вами персонаж станет основным — он будет лидером, от которого никак не избавиться до завершения его истории. С остальными вы знакомитесь, посещая соседние поселения и приглашая их в свой отряд. Или оставляя в таверне — на всех мест не хватит, странствовать можно лишь с тремя напарниками.

Причины, по которым герои собираются в путешествие, у всех абсолютно разные. Танцовщица Примроуз мстит за гибель отца, выслеживая его убийц, — её история самая мрачная на фоне остальных. Весёлая девушка Тресса, занимающаяся вместе со своими родителями торговлей, получает в подарок дневник странника и отправляется по его следам. Учёный Сайрус пытается отыскать утерянные книги, которые, по словам библиотекаря, никто не видел на протяжении многих лет.

Не все истории одинаково интересны — первая глава за Орфилию, к примеру, была настолько затянутой, что часть диалогов я пропускал, и в дальнейшем ничего не изменилось. А вот эпизоды с Примроуз, которая приглянулась ещё со времён первой «демки», не разочаровывали ни разу. За охотницей Хаанит наблюдать тоже увлекательно, но готовьтесь раз за разом слушать шекспировские диалоги с устаревшими словами и оборотами. Порой даже слышно, как тяжело их читать актрисе в английской версии.

Из-за нелинейной манеры повествования разработчики были вынуждены сделать все восемь историй отдельными друг от друга. Никто ведь не знает, в каком порядке вы будете искать людей и кто вам больше всего понравится. Поэтому связи между событиями нет никакой. Вы встречаете потенциального компаньона, смотрите его предысторию, берёте с собой и в последующих главах видите в роликах на движке исключительно одного персонажа. Остальные не принимают в них никакого участия — они лишь появляются во время сражений и при перемещении по карте.

Иногда герои вспоминают о существовании компаньонов.

Идея необычна для жанра и даже могла бы сработать, но из-за того, как часто герои игнорируют друг друга, игра очень быстро начинает разваливаться на части. Её недостатки становятся гораздо заметнее: вы понимаете, что у всех действующих лиц истории состоят из четырёх глав, что у всех этих историй одинаковая структура. В одном из эпизодов Трессу запугивает влиятельный толстяк, и ни один из её напарников не встаёт на её защиту. Другой герой договаривается о том, чтобы сесть в карету, в которую его не пускают, и в итоге добивается цели. Но каким образом до места назначения добираются его друзья — неизвестно.

Общаются друг с другом персонажи лишь во время небольших сценок, которые игрок должен запускать самостоятельно при виде соответствующей надписи в углу. Примерно так же это происходит в серии Tales of, но если там герои действительно раскрываются и обсуждают множество разных тем, то здесь такие беседы часто кажутся вымученными и надуманными. В большинстве случаев они абсолютно бестолковые, не несут в себе никакой интересной информации, да ещё и появляются довольно редко. В общем, тесной связи между путешественниками не возникает, несмотря на их долгие скитания.

Не оторваться

Очень жаль, что разработчикам не хватило то ли бюджета, то ли времени, ведь в остальном Octopath Traveler получилась замечательной. Континент Остерра полон сюрпризов, а с жителями каждого города можно разными способами взаимодействовать. Все персонажи наделены уникальными умениями, которые используются исключительно во время диалогов с обитателями. Кто-то может привораживать каждого встречного и вести за собой, кто-то отлично выуживает информацию, кто-то покупает у этих людей редкие вещи или вообще вызывает их на дуэль. У рядового жителя может быть забавная или трагичная история, а в некоторых случаях вы добьётесь скидок в магазинах или появления новых товаров.

Герои отличаются умениями и в бою. Охотница — единственная, кому по силам ловить монстров и призывать их во время сражения, нанося противникам урон или восполняя здоровье. Алфин может заниматься алхимией и смешивать ингредиенты, Олберик заметно сильнее и крепче остальных, а Тресса ворует золото у тяжело раненных врагов. Самое забавное заклинание есть у Примроуз — оно дорого стоит и производит случайный эффект, который либо сильно поможет, либо навредит. С одинаковой вероятностью вы можете лишиться всей маны, повысить силу отряда, ослабить защиту на несколько ходов, нанести стихийный урон и умножить количество опыта за бой в пять раз.

Многие жители рады побеседовать — над их головами есть соответствующие значки.

Со временем все герои обзаведутся новыми профессиями — воин станет вором или магом, а охотница приобретёт навыки танцовщицы или целительницы. Это не только позволит использовать дополнительное оружие, но и значительно расширит список активных и пассивных способностей. Такая гибкая система настройки персонажей позволяет создать отряд своей мечты — если вам не хватает места для лекаря, можно предоставить эту роль любому полюбившемуся герою, и он будет лечить всю команду при первой необходимости.

Молчаливые, но полезные

Возможность использовать в драке все типы оружия и заклинаний сильно пригодится, так как боевая система основана на уязвимостях врагов к тем или иным ударам. При первой встрече с новым соперником игрок видит под его фигуркой квадраты с вопросиками — там будут появляться иконки, обозначающие, с помощью чего можно нанести ущерб здоровью оппонента. А рядом с этими иконками есть значок щита с цифрой, указывающей, сколько раз надо ударить противника, чтобы его сломить. Если получится, враг будет оглушён, станет значительно слабее и пропустит свой следующий ход.

Сражаться в Octopath Traveler чертовски увлекательно, особенно если противники сильнее вас и не разваливаются от нескольких ударов. Нужно следить за верхней частью экрана, где показывается порядок ходов, последовательно испытывать всё снаряжение в надежде, что удастся быстро вычислить слабости. Часто неважно, насколько силён или никчёмен ваш кинжал или ваше копьё, — даже если вы нанесёте единицу урона правильным оружием, вы станете на один шаг ближе к тому, чтобы сломить оппонента.

Чтобы «боссов» не путали с рядовыми противниками, их сделали в несколько раз крупнее путешественников.

Глубины добавляют так называемые очки усиления (boost points), накапливающиеся с каждым ходом для каждого персонажа. С их помощью герой совершает дополнительные удары, делает атаку более сокрушительной либо повышает вероятность украсть золото, восполняет больше здоровья и так далее. Особенно это полезно в драках с «боссами», сломить которых зачастую не так-то легко. Они не только больно бьют, но ещё и периодически заряжают удары, давая игроку лишь несколько ходов на предотвращение оплеухи. Тут эти очки становятся особенно полезными — вы не один раз ударите «босса» своим мечом или посохом, а три или четыре, повторив процедуру несколько раз и оглушив опасного неприятеля.

Бои настолько захватывают, что сильно ругать Octopath Traveler за большое количество «гринда» не хочется. Нехватку опыта вы будете чувствовать постоянно — под конец первой главы у вас будет примерно 10-й уровень, а для второй потребуется уже 20-й или вообще 27-й. Поэтому желающих пройти всю игру за одного персонажа следует предупредить, что это практически невозможно и не слишком интересно. Пусть здесь и рассказываются восемь отдельных историй, для наиболее комфортного прохождения желательно ознакомиться со всеми. Огорчает лишь отсутствие возможности быстро прокачать неактивных героев — они так и будут сидеть в таверне, не улучшая характеристики, а бонусов для отстающих не предусмотрено.

Зато атмосфера в игре очень уютная, и благодарить за это прежде всего стоит художников. Необычный визуальный стиль, который авторы называют HD-2D, может не всем прийтись по душе, но он здорово справляется с основной задачей — предложить графику эпохи SNES, сделав её более современной. Здесь «пиксельные» двумерные персонажи прогуливаются по симпатичным трёхмерным локациям с красивой моделью освещения и большим количеством деталей. Сверкающие снежные сугробы, ослепляющая пустыня, таинственный лес — внешне все они заметно различаются, хотя и похожи структурно: витиеватые дорожки с ведущими к сундукам тропинками.

Нет ничего лучше, чем оглушить всех одним махом.

***

Многое в Octopath Traveler великолепно: боевая система — глубокая, визуальный стиль — прекрасный, саундтрек — фантастический и наверняка не останется незамеченным критиками в конце года. И задумка в игре необычная — восемь героев с уникальными историями, путешествующие по всему континенту. Но отсутствие взаимодействия между ними (редкие, короткие диалоги не в счёт) всё портит. Большинство историй интересны, сами персонажи приятны, однако то, как они не замечают друг друга вплоть до финала, сильно огорчает и портит восприятие сюжета. И чем дольше играешь, тем труднее игнорировать этот недостаток.

Плюсы: необычный визуальный стиль; многие истории получились интересными; шикарная боевая система, награждающая за внимательность и неспешность; разнообразные локации с побочными заданиями, секретами и сюрпризами; потрясающий саундтрек.

Минусы: часть историй скучна и полна унылых диалогов; сопартийцы толком не общаются друг с другом, и их будто не существует во время сюжетных роликов отдельных персонажей; прокачивать неактивных товарищей очень муторно.

Источник: stopgame.ru