Обзор The Dark Pictures Anthology: Man of Medan — Кессонная болезнь

Жанр Антологии ужасов, сборников коротких, но емких рассказов, призванных взбудоражить и лишить сна, имеет богатую родословную. Рожденный пером Натаниеля Го̀торна еще в середине позапрошлого столетия, формат моментально обрел популярность среди читателей и творцов. В свое время руку к его становлению приложили даже такие маститые классики, как Говард Лавкрафт и Эдгар Аллан По. Впоследствии, с ростом доступности телевидения и развития кинематографа, это литературное семейство плотно укоренилось и на экранах. Казалось бы, подобный формат просто обязан найти пристанище и в гавани игроиндустрии, идеально вписываясь в рамки интерактивного кино, но, волею судеб, знакомить игровое сообщество с жанром хоррор-альманахов никто не спешил.

Британская студия Supermassive Games решила исправить эту историческую оплошность, благо, успешный опыт за плечами имеется – высокобюджетный ужастик Until Dawn и россыпь проектов меньшего калибра получили признание игроков, заработав для студии репутацию знатоков своего дела.

Тишь да гладь

The Dark Pictures Anthology — это серия интерактивных киноигр, сборник самостоятельных и законченных сюжетов. Проект смелый, а независимость каждой последующей истории от предыдущей в идеале позволит авторам проявить творческий потенциал на всю катушку. Первопроходец альманаха Man of Medan, от успеха которого во многом зависит будущее всей антологии, сколочен на фундаменте типичного молодежного ужастика со всеми характерными для жанра особенностями. Группа молодых людей, страдающих от дефицита острых ощущений на филейных частях тела, под завязку загружает арендованный катер пивом и отправляется в открытое море, к месту предполагаемого крушения самолета времен Второй Мировой, с целью поживиться сувенирами из глубин, обогатить багаж исторических знаний, и, как следует, отдохнуть.

Отряд наших подопечных, вершителем судеб которых нам и предстоит стать, трафаретен до безумия – наглый весельчак, чью роль исполнил знакомый геймерам киноактер Шон Эшмор, его благородная сестрица со своим суженым, застенчивый ботаник, из тех, что умирают первыми, и хамоватая владелица морской посудины. Плохая новость – это практически всё, что вы о них узнаете, впрочем, канон молодежных триллеров никогда и не предъявлял высоких требований к проработке характеров. Вся прелесть активного отдыха на воде внезапно прерывается нешуточным штормом и появлением группы неизвестных чернокожих граждан, чьи цели далеки от высоких – им нужны деньги наших мажоров. И, пока герои пытаются выкрутиться из непростой ситуации, высокая волна прибивает катер к военному грузовому теплоходу Oureng Medan, бесконтрольно дрейфующему по просторам океана после исчезновения с радаров более полувека назад, аккурат после окончания Второй Мировой войны. Гонимые захватчиками, бедолаги взбираются на борт мертвого титана, где им, разбросанным по всему судну беспощадной рукой сценариста, предстоит вдоволь натерпеться ужаса, постараться уцелеть и найти способ выбраться из череды передряг.

Летучий голландец

Базовая механика игрового процесса проста, как валенок – пешие прогулки и QTE, однако, требовать большего от интерактивного кино неуместно. Персонажи, сюжет, постановка, динамичное повествование и нелинейность – те шестеренки, от бесперебойной работы которых напрямую зависит качество жанрового продукта. Что случилось с теплоходом? Почему члены экипажа в одночасье погибли, а на их мумифицированных трупах навечно застыла гримаса ужаса? По какой причине пропавшее судно никто не искал? Вопросов сценарий ставит много и ловко навязывает интригу, которая, к сожалению, развалится уже на втором часу повествования – искушенный игрок без труда сложит дважды два и раскусит Самую Главную Тайну, но сценарная дым-машина будет натужно пытаться скрыть в тумане очевидное. Самое обидное, что немощная тайна за семью печатями, словно якорь, тащит за собой на дно львиную долю удовольствия. Я отказываюсь верить, что cюжет к Until Dawn и этой бульварной книжонке писали одни и те же люди – ведь то, что было неожиданным козырем первой, стало ахиллесовой пятой для второй. Жирный неуд, на пересдачу. Прийти на помощь мог грамотный сценарий, но и он частенько филонит, почивая на лаврах жанровых шаблонов – диалоги незатейливы, юмор двумерен, а междоусобицы протагонистов в максимально неподходящих для этого моментах не вызывают ничего, кроме раздражения.

Ситуацию спасает тандем из постановки и нелинейности, которые в паре тащат на себе весь локомотив и не позволяют судну пойти на дно. В извращенном стремлении напугать игрока авторы спускают с цепи весь зоопарк режиссерских приемов. Зловещий шепот, тревожный и тяжелый скрежет металлической обшивки, мелькающие тени, призрачные силуэты, вздохи из многочисленных темных углов, детский смех, таинственный туман, восставшие мертвецы, морок, скримеры, раскаты грома и всполохи молнии, гробы на колесиках, кровавые ванны – всё это беспардонно вываливают на голову несчастного игрока, совершенно не заботясь о состоянии его нервного здоровья. Временами до неприличия агрессивные, иногда и вовсе примитивные, методы работают, атмосфера создается правильная – напряженная, ледяная, как могильное дыхание, и предельно неуютная. Если к чему и стоит придраться, то к обилию скримеров – их здесь даже не вагон, а целый грузовой состав, поэтому чересчур чувствительным натурам будет тяжко. Отдельных аплодисментов заслуживают и критические моменты, во время которых от игрока требуется максимальная концентрация – сцены, где жизнь главных героев повисает на волоске, поставлены виртуозно, заставляя сердце бешено колотиться в груди. К сожалению, одна из убойных фишек, выступавшая в качестве тяжелой артиллерии пиар-кампании, тот самый кооператив — на поверку оказался весьма бестолковым. Мало того, что подобный подход рвет повествование для каждого игрока, так и еще и заметно снижает продолжительность. Перефразирую один пунктов главного меню – играйте в одиночку, впечатления будут значительно богаче.

Примечательной особенностью интерактивного кино всегда по праву являлась степень влияния решений игрока на развитие событий. Получалось не всегда, например, почившие в бозе, Telltale Games частенько лукавили, выдавая бутафорию за подлинник, но Supermassive Games к этому аспекту подошла с особой серьезностью. В идеале дотащить до финала можно и нужно всех героев эпопеи, и буквально каждое решение, принятое по ходу дела, будет, так или иначе, менять курс течения истории, доводя вплоть до многочисленных точек невозврата. Кроме традиционных приемов подачи вариативности, вроде выбора из доступных вариантов действий, авторы заготовили пару каверзных моментов, пытаясь запутать и без того взбудораженного игрока. Не обошлось и без ноу-хау, деликатно стянутых из предыдущего большого проекта студии, Until Dawn – видения будущего позволяют подсмотреть предстоящие события, а шкала взаимоотношений между персонажами поможет выстроить цепочку личностных связей. Основной недостаток «вилочной» системы кроется в излишней лояльности к игроку – игра, словно мать родная, имеет огромный запас терпения и почти всепрощающе относится к ошибкам, что сбивает необходимый градус напряжения, а в перерывах между эпизодами местный G-Man в лице Хранителя (или Куратора, как хотите) под классическую музыку ведет задушевные беседы о принятых решениях и читает бесконечные нотации об их последствиях, будто вернувшись с родительского собрания.

Пенный шелест волн прибрежных

Прямо с порога, с главного меню, игра всем видом демонстрирует свою принадлежность к высшему эшелону и намекает на аристократическое происхождение. Докопаться до картинки действительно сложно, ибо выглядит дорого – модели персонажей практически безупречны, лицевая анимация не пасует, атмосферные эффекты и освещение весьма на уровне. Пару обидных слов можно отправить в адрес уровня детализации локаций, но это мелочь, не на интерьерах здесь акцент. На мой скромный взгляд Man of Medan демонстрирует один из самых выдающихся результатов среди игр на небезызвестном Unreal Engine 4. Всю визуальную малину чуточку омрачает далекий от идеала уровень технической полировки — кратковременное падение производительности вплоть до 40 FPS без каких-либо предпосылок и точечные секундные подгрузки скверно воздействуют на восприятие. Пару очков в копилку изъянов добавили вылет на рабочий стол по причине утечки памяти и отказ игры воспринимать нажатия кнопок во время одного из QTE, но эти случаи единичны и ни разу впоследствии не повторялись.

Затишье перед бурей или ошибка синоптиков?

Man of Medan – далеко не безукоризненный и уж точно не самый выдающийся представитель малочисленного семейства интерактивного кино. Слабый сценарий, плоские персонажи, бестолковый кооператив, копеечная интрига, безусловно, не позволяют проекту носить гордое звание громкой заявки на мощный альманах. От него можно получить удовольствие – скоростная динамика, плотная атмосфера и нелинейная структура истории способны развлечь игрока. Но если создатели не учтут ошибки первой ласточки при разработке предстоящих эпизодов антологии, то, боюсь, поп-корна надолго не хватит.

6.5Dark Pictures: Man of Medan, theРецензируемая версия игры: PCДинамика
Атмосфера
Похвальный уровень нелинейности
Приятный визуалКартонные персонажи
Дешевая интрига
Технические шероховатости
Невыдающийся сценарийВердикт: Неплохой кандидат на звание убийцы вечера. На большее, к сожалению, у Oureng Medan не хватило тяги.об авторе Tигра
Не надо стесняться.

Источник: playground.ru

World of Tanks [SOI] RU+CIS