[Обзор] Super Mario 3D All-Stars — ленивый ремастер классики

Nintendo потребовалось много времени, чтобы принести на Switch библиотеку классических игр в виде “виртуальной консоли”. К большому разочарованию ждунов, Nintendo Switch достался ужасный обрезок, доступный только по онлайн-подписке. Десяток игр с Famicon и NES, редкие обновления контента и постоянные фигушки. Оно понятно — переработка старых игр приносит большие деньги в нынешние времена и давать пользователям дешевый доступ к классике — это плохая бизнес-практика. Хорошая бизнес-практика — это натягивать HD текстуры, поднимать разрешение и добавлять один бонусный уровень за $30-60. На WiiU между делом “виртуальная консоль” поддерживает сотни классических игр Nintendo и самые успешные эксклюзивы Nintendo 64. 

Ну а если обладатели Nintendo Switch захотят приобщиться к истории самого знаменитого водопроводчика — для них есть Super Mario 3D All-Stars — сборник из трех самых-самых лучших 3D-платформеров про Марио. Super Mario 64 с приставки Nintendo 64, Super Mario Sunshine с приставки Gamecube и Super Mario Galaxy с оригинальной Wii. Все три игры снискали огромный успех среди профильной прессы и фанатов серии, продались огромными тиражами и заслуженно заняли почетное место в истории, как одни из лучших 3D-платформеров вообще. 

Пойдем по порядку и начнем с Super Mario 64. Перед нами, к сожалению, самый “ленивый” ремастер из трех: разрешение подтянули до 720p в формате 4:3, который обрамлен черными рамками со всех четырех сторон. Прогресс по сравнению с оригинальными 240p огромный, но имплементация в виде квадрата по центру экрана расстраивает. Дополнительно меню навигации перекочевало прямиком из виртуальной консоли без каких-либо нововведений в игру: система сохранений осталась оригинальная, как и меню настройки игры. Обидно, что за простой апскейл и небольшие изменения в качестве текстур в игре двадцатилетней давности с нас просят серьезные деньги.

Что до самого геймплея, то он не устарел, но некоторые неудобства прошлого перешли прямиком в ремастер — этот аспект стоило бы и подтянуть. Во-первых, пресловутая система сохранений и система охоты за звездами. Как мы нашли звезду на уровне — нас выкидывает обратно. Нельзя бегать по уровню и собирать звездочку одну за другой — обязательно смотреть экраны загрузки и сбрасывать прогресс по локации, отбрасывая игрока каждый раз в самое начало. Управление конкретно устарело по всем параметрам — чувствительность, отзывчивость, поведение камеры. Камера поворачивается только на определенные углы. Наклонил стик в одну сторону — камера повернулась на один шаг. От физической модели Марио и инерции хочется плакать. Разворачиваться, поворачиваться и корректировать направление скольжения и бега тяжело и это отражается на геймплее, когда нужно поднимать предметы или заходить врагам за спину.

Но и со всеми этими минусами видно, почему Super Mario 64 называют самым революционным и гениальным 3D-платформером в истории. К управлению быстро привыкаешь и начинаешь по максимуму пользоваться всеми фишками и приемами. Дизайн уровней отменный, исследовать, искать и собирать звезды — большое удовольствие. Да и до сих пор живая и активная сцена спидраннеров доказывает, как много в игре потенциала — рекорды скоростного прохождения игры регулярно обновляются. После Super Mario Odyssey игра ощущается как шаг назад (как и должно быть с играми, которым почти 25 лет), но при этом видно, насколько прогрессивной игра была на момент выхода и как хорошо сохранились различные элементы дизайна — игра до сих пор остается эталоном во многих компонентах. Играть в Super Mario 64 все еще интересно, хоть и с некоторыми поправками.

Super Mario Sunshine — вторая игра на очереди. Из всех легендарных игр серии Sunshine видит меньше любви со стороны фанатов ввиду более высокого уровня сложности и слишком оригинальных дизайнерских решений. Водяная пушка сильно видоизменяет привычный геймплей, а подход к дизайну уровней запутывает и создает непривычные для казуальных игроков испытания. Дополнительно игра оказывается более линейной, чем Super Mario 64. В SM64 звезды можно было собирать в практически любом порядке: хочешь идешь по сюжету и собираешь большинство основных, а хочешь — охотишься за секретными. Не нравится дизайн какого-то уровня? Собираешь звезды на другом. Sunshine практически обязывает продвигаться по основной истории и проходить сюжетные уровни. Отвлекаться на поиск секретов и сбор дополнительных звезд нет необходимости — завершить игру можно не отрываясь от основной сюжетной кампании. 

Дополнительно игра вводит очень спорные элементы, вроде сбора синих монеток, поиск которых порой превращается в игру “найди 900 семян Корока” — морального вознаграждения просто нет. Некоторые секции очень унылые, а когда забирают водяную пушку, начинают проявляться проблемы с хитбоксами и коллизиями. Камера в определенных моментах абсолютно ужасна: она может застрять в стене и вытащить ее можно только тогда, когда Марио отбежит от этой стены подальше. Проходишь какую-нибудь сложную секцию, забираешься на высокую башню и бац — смотришь на текстуру, а повернуть камеру никак нельзя. Но это все придирки, на которые очень легко закрыть глаза. Управление удобнее и точнее, чем в Super Mario 64, графика выглядит очень приятно в полноценном 1080p 16:9 60FPS, а интерфейс игры более современный и доступный. 

Геймплейно перед нами офигенный платформер, который все так же оставляет возможность идти по своему пути. Не нужно следовать по заранее проторенной дорожке — можно использовать многочисленные комбо-приемы, чтобы попасть куда надо окольными путями. С этого ракурса Sunshine сияет так же ярко, как и любая другая легендарная игра о водопроводчике. Сюжет очень глупый и смешной, дизайн персонажей отменный, платформенная составляющая находится на почти недостижимом уровне. При всех своих минусах и недостатках, перед нами такой же офигенный платформер, равных которому почти не сыскать. 

Super Mario Galaxy является еще одной “прорывной” игрой серии, полюбившейся и фанатам, и критикам. И тут все гораздо лучше, чем с SM64 и SM Sunshine. Перед нами куда более качественный и современный ремастер. Разрешение игры подтянули и она работает в 1080p 60FPS в docked-режиме и 720p 60FPS в портативном (дисплей у консоли 1280х720, посему 1080p ей не нужно). Ролики, однако, не трогали — они выполнены в нативном разрешении и ужасно замылены. Зато управление полностью адаптировали под консоль Nintendo Switch.

Super Mario Galaxy вышла на Nintendo Wii и была адаптирована под motion особенности контроллера. В случае с версией для Switch поступили корректно — в портативе мы рисуем пальцем на экране, а с дивана пользуемся гироскопом. Чувствительность и управление настроены очень удобно, что сказывается на приятном игровом опыте без раздражений. Да и в целом эта игра выглядит современно — графика приятная, управление практически идеальное, камера ведет себя адекватно. Интересных идей, механик и дизайнерских решений больше, чем в Super Mario Odyssey и практически все они работают.

Игра сочетает платформинг по маленьким круглым планетам, которые Марио оббегает за 10 секунд, с более крупными гигантами и двусторонними космическими телами. Размер, форма и гравитационные особенности планет и искусственных конструкций сильно различаются и прямо влияют на геймплей. Обыгрывается много моментов, связанных с гравитацией как в 3D, так и в 2D-секциях. Управлять Марио как никогда просто и удобно — все прыжки и приемы удаются очень легко, не требуя дополнительной адаптации. Геймдизайн очень грамотный и не перегружает мозг, практически все секции понимаешь “”на лету” — темп игры нисколько не нарушается. Свобода передвижения никуда не делась — комплексные платформенные секции можно пройти рядом различных способов, если использовать возможности Марио на максимум. Практически всегда можно найти как минимум два или три способа добраться до цели, избегая “рельс”. 

Среди этих трех игр Super Mario Galaxy — единственная, которую можно назвать “блокбастером”. Презентация у игры просто суперская — летаешь между звезд, энергично ломаешь врагам лица, прыгаешь им на головы, уничтожаешь боевые орудия и заводы Баузера и отправляешься в интергалактические путешествия. Ракурсы камеры, музыка и дизайн мира создают эффект грандиозного представления, в котором игрок принимает непосредственное участие. Это именно та игра, из-за которой хочется купить сборник Super Mario 3D All-Stars. Не из-за легендарной Super Mario 64, не из-за необычной и отчасти спорной Super Mario Sunshine, а именно из-за Super Mario Galaxy — эта игра, которая заслуживает своих денег, а SM64 и Sunshine идут небольшим бонусом в комплекте. Да, каждая игра способна доставить тонну удовольствия и подарить не один десяток часов веселья, но место SM64 и SM Sunshine где-то в виде бесплатного бонуса к подписке на Виртуальную Консоль, которая должна была быть на Nintendo Switch с самого начала. Жадность, увы, побеждает.

Сам сборник приносит несколько удобств, вроде вышеупомянутого меню а-ля “виртуальная консоль”, в котором можно почитать о доступных спец. приемах и посмотреть на схему управления. Также доступна полная коллекция музыки из всех трех игр, которую можно слушать из меню игры. Отсутствие Super Mario Galaxy 2 в сборнике честно расстраивает, из-за чего на мой взгляд стоимость комплекта оказывается завышена. Я давно хотел поиграть в Super Mario 64 и я рад, что могу это сделать на Nintendo Switch, но качество ремастера вышло очень спорное. С другой стороны, Galaxy получилось полноценно перенести на консоль — это та игра, за которую стоит заплатить. Но полную ли цену? В заключение все-таки хочется сказать, что отрицать самый главный и простой факт я не могу. Super Mario 3D All-Stars — это лучший способ знакомства с самыми легендарными представителями серии. Каждый фанат платформеров должен сыграть в Super Mario 64 и Super Mario Galaxy — возраст нисколько не умаляет их достоинств. 

Плюсы:

  • Нестареющая классика
  • Возможность сыграть в легендарный игры без костылей
  • Отличный порт Super Mario Galaxy

Минусы:

  • Ленивый порт Super Mario 64
  • Отвратительная камера в Super Mario Sunshine
  • Отсутствие каких-либо улучшений, помимо графики

Источник: goha.ru