Обзор Rust – Человек человеку волк

Дождались!

Rust покинула «ранний доступ» Steam, а значит – самое время рассказать о ней всем. Начнём мы с истории. Это важно, ибо так вы сможете понять, что Rust

…больше, чем просто игра.

Итак ~2011–2012 год. После успеха Minecraft, а также DayZ Mod для Arma 2, предприимчивые игроделы, понимая, что ветер дует в сторону «симуляции выживания», решают «изобрести велосипед». Каждый – свой: The Fun Pimps – 7 Days to Die (выш. в «ранний доступ» в 2013 г. для ПК,  PS4 и XOne),  Endnight Games – The Forest (выш. в «ранний доступ» в 2014 г. для ПК), Smartly Dressed Games – Unturned (выш. в  2014 г. для ПК), а Гарри Ньюман и его Facepunch Studios – Rust, survival-игру с PvP в открытом мире.

Примечание: На момент 2011 года Гарри Ньюман – состоявшийся разработчик, известный в первую очередь по Garry’s Mod для Half-Life 2, который и по сей день развлекает тысячи игроков.

В декабре 2013 Facepunch Studios «выкатывают» альфа-версию своей песочницы на движке Unity в «ранний доступ» Steam, которая к февралю 2014 года расходится тиражом в 1 млн копий (!), собирает тысячи положительных отзывов и… получает приставку «Legacy».


В альфа-версии есть: постапокалиптический открытый мир, свобода, возможность добывать, созидать, строить, а ещё мультиплеер. Игроки в восторге, авторы — тоже… Короче,  полный успех идеи, которую нужно лишь развить. Чем, собственно, Facepunch Studios и занялись дальше, удвоив старания.

С переходом на новую версию Unity в том же 2014 году Rust переживает «второе рождение» с новой приставкой «Experimental».

Примечание: С этого момента игра разделилась на две версии: старую и новую. Для каждой были свои сервера, так что играть можно было в обе.

Изменились не только графика, но и множество элементов игры: карта, строительство, оружие, взаимодействие игроков и т.д. Незыблемой осталась лишь общая философия цикличности цивилизаций, заложенная в само название игры. Ведь «Rust» в переводе с английского языка – «ржавчина», т.е. разрушение металла – символа нашего мира, который исчез, чтобы возродиться в постапокалипсисе. Эту концепцию разработчики пронесут сквозь годы до нынешнего дня  – 8 февраля 2018, когда Rust вышла из «раннего доступа», чтобы стать легендой.

Примечание: В 2016 году сервера «Legacy» было принято закрыть. Сервера «Experimental» стали основными. Это окончательно разделило игроков на два лагеря: тех, кому нравилась старая версия Rust, и тех, кто в новой версии видел единственный правильный путь развития для игры. Споры между ними не утихают и сегодня.

…в этом мире бушующем

Что такое Rust сейчас, на выходе? Это всё та же песочница, симулятор выживания для игры по сети в PvP. В ней есть все базовые survival-элементы: добыча ресурсов, созидание, строительство, а также первичные нужды вроде жажды и голода. Играть начинаете голым, без чего-либо, постепенно становясь «кем-то»  Но это не главное. Подобный набор возможностей вы можете найти и в других подобных играх: Reign Of Kings (выш. в 2015 г. для ПК; разраб. CodeHatch), Conan Exiles (выш. в «ранний доступ»  2017 г. для ПК; разраб. Funcom), ARK: Survival Evolved (выш. в  2017 г. для ПК, PS4 и XOne; разраб. Studio WildcardInstinct GamesEfecto StudiosVirtual Basement).  

Примечание: Пол в игре выбрать нельзя. Он присваивается вам автоматически. По какому принципу, неизвестно. Есть мнение, что по id Steam. Который определяет не только первичные половые признаки, но и их размеры. Не забывайте, Rust – игра с возрастным рейтингом 18+

От них Rust отличает… как бы так выразиться, «одна особенность» – случайная генерация законов вселенной, самой судьбы, весёлых (и не очень) историй, встреч, крупных провалов / успехов… Как в жизни.

Только здесь вы можете встретить друга, а потом его.. съесть или, например,  подкараулить в кустах местного «феодала», убить его камнем, раздеть, отжать «замок», а потом через секунду всё потерять, потому что его кореш со штурмовой винтовкой оказался дома.

В Rust порой происходит такое, что расскажи кому, никто не поверит. Жестокость соседствует с милосердием, а радость победы с полным крахом … 90% «веселья» в игре происходит благодаря её социуму, в котором как никогда актуален принцип Homo homini lupus est.

Что здесь произошло?

Какой во всём этом смысл? Читайте дальше.

Сюжет

А-ха-ха! В Rust его нет. Вообще. Почему толпа голых мужчин и женщин борется за выживание, куда делась цивилизация, что это за самолёт в небе – никаких пояснений, даже намёков. Просто есть вы – голодный, без крыши над головой человек, который должен выжить. Сделано это нарочно, чтобы выдержать градус «идеальной песочницы», в который вы – сценарист, режиссёр и исполнитель главной роли.

Камень (англ. Rock) – инструмент / оружие, которое имеет каждый игрок, впервые появившийся в игре или возродившийся после смерти

Это не значит, что мир игры совсем лишён «фундамента». Его сеттинг четко определяется понятием постапокалипсис. Блуждая по карте, можно найти остатки цивилизации: разрушенную АЭС, военный аэродром, газгольдер… Однако, кто это построил и почему всё пришло в запустение – вам никто не расскажет. В Rust нет одиночной кампании. Нет начала и конца. Всё рассчитано на PvP в мультиплеере. А то, как воспринимать мир, дело ваше. Дайте волю фантазии. Если же вы на это не способны, то и остальные «моменты» игры вряд ли надолго смогут вас увлечь.

Такова философия игры: развлеки себя сам.

Дело случая

О том, как проходит САМА игра, стоит рассказать подробнее. В основе всего – случайная генерация. Каждый раз заходя на сервер, вы оказываетесь на острове. Он большой и разделён на биомы: снежный, пустынный, лесной и т.д. В них есть горы, реки, пещеры и т.д.; есть те самые «остатки цивилизации»: дороги, ЛЭП, здания и т.д.; есть и живность: кабаны, медведи, лошади и т.д.

День сменяет ночь, ночь день.

Так вот… всё это случайно генерируется для каждого сервера! Т.е. двух одинаковых карт вы не найдёте… и каждый ваш «заход» будет уникален. К примеру, вы не сможете занять самое лучшее место, пока его не отыщете, что… здорово. Но самое главное, что, освоившись на карте, обходив её вдоль и поперёк, вы не успеете заскучать, так как с периодичностью в неделю, месяц (в зависимости от правил сервера) происходит «стирание» или так называемый вайп. Это глобальный перезапуск, который очищает карту, генерируя её снова, и даёт вам шанс отточить ваше мастерство выживания ещё раз, только в другом месте и в других условиях. А так как игра направлена на PvP, то всё это приобретает некий тактический оттенок: кто успел, тот и съел.

Однако занять лучшее место на карте в Rust – лишь полпути до «вершины» Олимпа. Вторая половина – выживание, которое полностью зависит от вашей усидчивости, удачи и, конечно же, мастерством овладения премудростями игры.

Бремя быть живым

Выживать в Rust непросто. Не попил – умер, не поел – умер, встретил медведя – умер, зашёл в здание посмотреть, что там есть полезного – умер, увидел другого игрока, подбежал к нему поздороваться – умер. Смерть здесь настигает часто и внезапно. Жажда, голод, дикие звери, радиация, переохлаждение – опасностей много, но главная исходит от людей: 90% встреченных игроков захотят вас убить. Будете вы жить или нет, зависит исключительно от вас.

Винтовка (англ. Bolt Action Rifle) – самое точное / дальнобойное стрелковое оружием в игре

Для новичков сие может показаться сложным, хотя это не так. В Rust всё выстроено с расчётом на то, чтобы вы учились на своих ошибках, экспериментировали! Вначале туго, зато потом, спустя 2-3 часа игры, вы точно скажете, где взять еду / воду, как сделать лук / копьё, куда можно ходить, а куда нет, откуда и из чего только что стреляли…

Логическое мышление, любопытство, обида за тысячу смертей, ЧСВ… – всё это толкает вас к освоению survival-механик игры, которые на поверку оказываются… «стандартными»:

добывай,

Дерево, камень, руда – всё как везде. Топором рубим, киркой долбим. В этом Rust схожа с другими играми жанра. Разобраться, что для чего нужно – легко.

созидай,

Крафт… Он в Rust постоянно меняется  с развитием игры и сейчас завязан на чертежах и компонентах. Базовый набор вроде каменного топора / кирки, копья и лука – доступен всем. Остальной набор чертежей, вроде штурмовой винтовки или C4, открывается с помощью металлолома, который нужно собирать в округе, и верстаков 1, 2… уровня. Правда, чтобы создать эти и другие предметы, помимо чертежа, базового набора ресурсов, дерева или железа, нужны прочие… детали, те самые компоненты. Их можно только найти, там же, где металлолом – в окрестностях. Звучит сложно, но на деле всё просто. Чертежей не так уж много, а каждое новое «открытие» находит применение в деле. Такая необходимость подталкивает вас выходить из безопасной зоны на поиски, что порой генерирует те самые интересные ситуации. К тому же, согласитесь, в этом есть логика постапокалипсиса: нашёл что-то полезное – приспособил в хозяйстве.

строй.

А вот строительство в Rust – основа основ. Здесь это целая наука. Так как вся игра завязана на PvP и… в случае смерти вы теряете всё, то необходимо место, куда можно складывать ресурсы. Для всего этого возводится дом, доступ в который имеете только вы и… ваши друзья, если вы, конечно, сообщили им код от замка. Его строительство ведётся с помощью модулей: фундамент, пол, стены, крыша и т.д. Стандартный, но гибкий инструментарий. С его помощью можно сделать не только «красиво», но и «безопасно». Здесь это не прихоть, а необходимость. Дело в том, что когда вы выходите в оффлайн, ваш персонаж остается на сервере, как бы ложась спать. В это время в 100% случаев ваши «соседи», другие игроки, замышляют недоброе: убить вас, обобрать, а после вынести всё, что было нажито непосильным трудом.   

Примечание: Впрочем, они не чураются это делать и когда вы онлайн. Но тогда, решив действовать, шансы на успех у них резко падают, ведь вы… в силах дать отпор. Поэтому они почти всегда ждут «ночи».

Удивительно, но порой они бывают столь хитры и упорны, что малейший просчёт в строительстве может стоить вам десятков часов собирательства, добычи и переработки. Поэтому чем больше вы вложите сил в проектировку / строительство жилища, тем целее будете вы и ваше добро.

Знаете… нет лучшего чувства, чем гордость за свой дом, который враги не смогли взять! В других подобных песочницах такого нет. Rust для них пример.  

Что остаётся

После 30-40 часов игры вы, обремененные опытом, задаетесь вопросом: ради чего играть? Сюжета ведь нет, а чертежи все изучены, да и в «в гости» к соседям не раз ходил. В чём смысл? А в том, что даже после постижения всех нюансов игрового процесса – игра не заканчивается. Rust – это каждый раз затяжная PvP-схватка в постапокалиптической песочнице, где нужно развлекать себя самому. Игра не ведёт вас за руку, показывая, что нужно сделать, не намекает, как победить и т.п. Цели и методы их достижения вы назначаете сами!  

Например, можно дать волю своему творчеству и строить такие дома как этот, в виде Джейка из мультсериала «Время приключений»

Примечание: Важно понимать что Rust – игра командная. Нет, в одиночку здесь выжить можно. В этом даже есть какая-то своя романтика. Но всё же лучше в неё играть в компании. Хотя бы вдвоём. Напарник всегда поможет добыть ресурсы, оборониться и пр.

Как на открытках

Графика заслуживает отдельных строк. Авторам удалось достичь внушительных результатов в работе с движком Unity. Пейзажи в игре завораживают…

Примечание: Скриншоты взяты из devblog 196 от 01.02.2018 по ссылке.

Все эти леса, реки, горы складываются в живописные ландшафты, проходя сквозь которые волей не волей застываешь на месте, чтобы полюбоваться закатом или восходом. Игра света и тени, блики на воде – всё выглядит достаточно реалистично. Чего не сказать о моделях и анимации. Они в целом неплохие, но требуют доработки, чем Facepunch Studios непрестанно занимаются, исповедуя…  

…открытый подход.

Игра 4 года находится в разработке и за это время сильно преобразилась. Не только внешне. В неё постоянно добавляют что-то новое: игровые механики, оружие, броню… Обо всех изменениях разработчики рассказывают в devblog`ах, постоянно спрашивая у сообщества: что добавить, а что убрать. Даже перед выходом из «раннего доступа»…

Концепт бензопилы всё из того же devblog 196 от 01.02.2018

По сути, выход Rust премьерой назвать нельзя. Игра изменилась не сильно. Были улучшены баланс, графика, генерация карты, переходы между биомамы, плотность растительности  и т.д.  Добавили «обучение» в виде инструкций для новичков, чтобы тем было легче влиться. Остальное мелочи.

Примечание: Полный список последних изменений в devblog 197 от 08.02.2018 по ссылке.

Плохо ли это? Нет. Это лишний раз подтверждает, что разработчики любят свою игру и  хотят развивать её на радость всем нам. Единственное… хотелось бы, чтобы будущие нововведения в игре были более кардинальными. Например, транспорт. Очень, очень надеемся, что с новой системой обновлений (раз в месяц)он скоро появится. Как и что-нибудь ещё…

Третьего не дано

Каков вердикт? Он… неоднозначен.  Если вы умеете развлечь себя сами и у вас есть друзья, то Rust – лучшая игра в жанре. Она не совершенна, но в ней достаточно всего,  чтобы занять вас на сотни часов. Если же вы привыкли играть в игры с сюжетом, то Rust вам быстро наскучит. Увы, но её формула «идеальной песочницы» – железобетонная. Либо вы увязаете в ней, либо хватаетесь за брошенную веревку, чтобы выбраться. Середины нет.