Обзор Kingdom Come: Deliverance – Придержите коней

Поиграли мы, значит, в Kingdom Come: Deliverance, которая 13-го февраля вышла для ПК (Steam, GOG.com), PS4 (PS Store) и XOne (Microsoft Store) и вот, что хотим сказать.

Как так случилось, что Warhorse Studios, годами корпевшая над одной единственной игрой в заведомо проигрышных пропорциях, на выходе смогла «победить»?

Общая фотография Warhorse Studios, 2017 год

Может, всё дело в неуёмной тяге их главного дизайнера, Дэниела Вавры, творить? А может, в современных стандартах, из которых если что и выбивается, то автоматически становится предметом горячих споров – кто знает. Но мы всё же попробуем разобраться.

Брутальный, мрачный, талантливый… это Даниель Варва, глава Warhorse Studios. Он не первый год делает игры. За его плечами работа над Mafia: The City of Lost Heaven и Mafia II

Но знаете, что… сдался вам наш пересказ увиденного в игре! Уверены, вы уже в курсе, что это ролевая игра в открытом мире, где нужно есть, спать, страдать и т.д. и т.п.

В интернете хватает статей о том, какая KC: Deliverance неоднозначная, большая, плохо работающая и… нам не охота вставать в один ряд c ними. Так что сей текст будет НЕ про особенности игры, а про ответ на один простой вопрос – стоит ли рубиться в KC: Deliverance?


Исторический момент

Прежде чем её покупать / запускать, нужно кое-что уяснить: остов игры зиждется на европейской истории, причем не на самой известной её части – Великий западный раскол, смерть Карла IV, вторжение Сигизмунда в Богемию, 1403 год … Это важно, ибо имён, названий мест и прочего вы встретите уйму, но знакомых среди них, вероятно, будет мало. Если вообще будут. Дотошно пересказывая события из летописей XV века, Warhorse Studios вписывают их в свой тысячестраничный сценарий игры, в который помимо утраты, мести, дружбы, любви, предательства… умещаются нюансы эпохи, а также десятки исторических фактов. Это для усредненного в знаниях люда может оказаться проблемой.

В KC: Deliverance нет Уильяма Уоллеса, Жанны д’Арк, нет Столетней войны или падения Константинополя, нет ничего такого, что помогло бы втянуться в исторический контекст, воскресить в памяти хоть какие-то даты. Событийная подлинность игры порой зашкаливает, не только в повествовании, но и в самом игровом процессе. Увы, из-за узости поднятой темы такая локальная фактология для большинства остается пустым звуком. А расчёт явно был на обратное.

Встроенный в игру кодекс с пояснениями, конечно, помогает восполнять пробелы, однако место / время действия всё равно воспринимаются как главы фэнтезийного романа, только без драконов, эльфов и… ведьмаков. Для многих уже одно это – весомая причина не играть. А историческая нагрузка – и подавно.

Если хотите знать больше о событиях, местах из игры и т.д., то каждый раз заходить в Википедию не надо!  Вся необходимая информация удобно собрана в одном месте

Однако не стоит рубить сгоряча. Ибо после ~ 1,5–2 часов игры пугающая историческая точность непостижимым образом начинает отходить на второй план, давая простор сценаристам. На экранах разворачивается мощная драма с витиеватым сюжетом.

Художественный текст

Главная роль в ней отводится Индреджу (чьё имя из-за «сложностей перевода» звучит по разному: на русском как есть – Индредж, на немецком – Хайнрих, а на английском – Генрих) – сыну кузнеца из Скалицы (места, славного своими серебряными рудниками), который из-за смуты, устроенной королём Венгрии Сигизмундом, теряет всё: мать, отца, дом…

Уцелев лишь чудом, он присоединяется к сопротивлению, заполнив опустошенное сердце местью. Её свершением и предстоит заниматься игрокам, не забывая попутно освобождать неизвестную страну от интервентов.

Красиво, но прозаично.

Хотя по прошествии 15–20 часов игры оказывается, что сюжет – больше, чем просто «о мести». Он запутанный и сложный. Тут вам и «нож в спину», и неожиданные встречи, и известные личности, и осознание: «я не тот, кем себя считал»… Удивительно, какой путь совершила игра – от технической демо-версии без четкого сценария образца 2014 до самого настоящего исторического романа в 2018, где воедино переплелись факты и художественный вымысел. Где каждая сцена, каждый характер… – всё прописано до мелочей. Не знаем, кто у них там всем этим занимался, но он, она или они явно не обделены талантом…

Вот, сколько занимает весь сценарий, если его распечатать

Ко всему прочему добавляется грамотная режиссура. Все эти пролёты камеры, крупные и общие планы… – всё лишь усиливает эффект присутствия. В итоге прохождение игры, которое в среднем занимает 70 часов, превращается в многосерийное кино. Порой зрелище настолько увлекает, что ты напрочь забываешь и про отсутствие магии, и про то, что у тебя «хорошо» по истории в аттестате , и про то, что пора спать.

Впечатления настолько яркие, что всего через несколько часов вы неожиданно начинаете разбираться кто / где, без труда произносить сложные названия и даже говорить на немецком языке, если в настройках сменили озвучку. Жаль только, что чешского языка нет.

Игра возможностей

А ведь это только смысловая нагрузка KC: Deliverance! Сам же игровой процесс предлагает гораздо больше – в первую очередь, немыслимый доселе уровень погружения.

Образ Генриха, как и его мотивы, высечены в «граните сценария», так что менять их нельзя, а вот то, КАК он будет себя вести и какие умения демонстрировать – даже очень. В этом он – чистый лист, как Безымянный в Gothic. К тому же, игра не торопит вас скакать по сюжету галопом. В ней хватает побочных ответвлений. Они, как и основное действие, имеют несколько путей развития. Причём, это не просто выбор да / нет, а полноценное моральное разветвление с принятием последствий. Задачи же всегда имеют два или три варианта решения. Даже самое первое поручение отца «забрать деньги у пьяницы Кунеша» можно выполнить тремя разными способами: силой, хитростью или… вообще никак. Дело в том, что «забрать деньги» в этом задании – лишь средство для достижения главной цели: купить угля и пива. Ничто не мешает вам, например, продать яблоки, взятые из погреба, на базаре и за эти деньги купить, что нужно. Всё зависит от смекалки и… моральных принципов самого играющего.

KC: Deliverance подстраивается под ваш стиль, предлагая обширный RPG-инструментарий, с помощью которого отыгрыш роли выходит на новый уровень. Здесь можно быть рыцарем, разбойником, пьяницей, монахом… – кем угодно! При этом Warhorse Studios не стесняется заимствовать. Запуская игру, вы непременно отметите её сходство в элементах интерфейса, а также в развитии навыков (и много в чём ещё) с The Elder Scrolls V: Skyrim или даже с The Elder Scrolls IV: Oblivion, в боевой системе – с For Honor, а местом действия, со всем этими соломенными крышами и полями, только без магии и чудищ – с The Witcher 3: Wild Hunt. И всё-таки слепого копирования нет. Каждый «похожий» элемент был изучен, переработан, улучшен и разбавлен собственными идеями.

Например, боевые навыки в KC: Deliverance развиваются по принципу «привыкания», как в TESV: Skyrim: чем больше используете меч, тем искуснее потом им орудуете. Однако здесь к этой «схеме» добавляются уровни, за которые дают очки на приобретение т.н. «перков» с плюсами / минусами. 

Дьявол в деталях

Проработка всего и вся, вариативность – вот, что предлагает Warhorse Studios в своей ARPG от первого лица в открытом мире. Буквально с первых минут игры вас давят возможностями, обучая сложным правилам: голод, сон, репутация, красноречие, бой, взлом замков, кража – голова идёт кругом, столько всего! Одна ошибка – смерть, тюрьма и… загрузка последнего сохранения, с которым тоже не всё так просто.

Гиперреализм игровой механики беспощаден!

Для того, чтобы сохранить игровой прогресс в KC: Deliverance, нужно лечь спать либо выпить т.н. «спасительный шнапс», который помимо отрицательно эффекта – опьянения, обещающего перерасти в алкоголизм, ещё стоит денег. А их всегда не хватает. Да и лечь спать в любой момент тоже нельзя. Нужно вернуться домой или снять комнату, которая тоже стоит денег, хоть и меньших. Но главное, что два раза подряд уснуть не выйдет, ибо должно пройти время, причем немалое… По всему выходит, что часы, потраченные на игру, могут кануть из-за одной нелепой ошибки. Автосохранений ведь тоже нет! Вы только вдумайтесь…

«Спасительный шнапс» «кстати» можно варить самостоятельно. Для этого нужно: найти книгу с рецептами, обучиться читению и алхимии, собрать необходимые ингредиенты, затем всё смешать в правильных пропорциях и только тогда получить нужный напиток

Это настолько неудобно, настолько нечестно по отношению к игрокам, что те спустя всего день после выхода игры взмолились к Warhorse Studios сделать с этим хоть что-то, а ещё упростить систему взлома, а ещё… исправить множество технических проблем: от проседания fps до «смертельных» багов, заставляющих загружать игру (что, как вы поняли – ад), а то и вовсе начинать всё заново!

Обещали всё «починить». Но… когда? Играть-то нужно прямо сейчас! Хорошо, какие-то умельцы успели создать модификации, позволяющие сохранять игру «бесплатно», сколько хочешь раз, и упростить взлом. А то нервы уже на пределе. Спасибо им.

Но что делать с техническим проблемами? Только ждать. А это, учитывая затягивающий эффект игры, не весело. Совсем.

Игроки терпеть во имя веселья умеют, но в 2018 году делают это неохотно. Чуть что не так, сразу: отрицательный отзыв, возврат средств, отписка. Причем так поступают не только рядовые пользователи, но и критики. Из-за чего рейтинг на Metacritic при явных достоинствах игры оказывается пунктов на десять ниже. И это, естественно, отпугивает всех остальных, кто ещё не успел приобщиться к новинке.

С KC: Deliverance ситуация один в один. Как игра она огромна. В ней есть смысл, большой, открытый, живой мир, свобода, мощная ролевая система, десяток работающих в одной связке механик… но нет законченного продукта. Нет лоска, который позволил бы Warhorse Studios с помпой перейти в высшую лигу. Поэтому становится даже обидно, что игра вышла так рано. Хотя здесь кроется парадокс. Ведь разработка KC: Deliverance началась давно, и многие уже стали бояться, что она вообще никогда не выйдет. А когда разработчики объявили «железную дату» выхода – 13 февраля, то радовались, как дети, но почти тут же, как дети, расстроились, получив готовую лишь на 75% игру. Т.е. ждали, подгоняли, а потом сами признали: слишком рано.

Мы солидарны с ними. Отчасти.

Чарующая Богемия

По-хорошему, KC: Deliverance состоялась. Это игра с красотой масштаба. В ней отлично передана атмосфера позднего средневековья: мрачная, жестокая…

Тот же открытый мир здесь, несмотря на «непопулярность» региона, получился «обитаемым» и интересным. Люди в нём – не картонки, а личности. Симуляция жизни работает. Все чем-то заняты. Трудятся в поле, патрулируют улицы. Ими невольно любуешься.

Как и окрестностями.

Природа в KC: Deliverance завораживает. Такого леса, как здесь, ещё не было. Поначалу вообще кажется, что он как стена с фото-обоями, и войти в него нельзя, но когда выясняется, что можно всё – ноги просто подкашиваются от восторга. То же самое касается рек, холмов… Даже когда в игре идёт дождь, хочется открыть зонтик прямо перед монитором и взгрустнуть оттого, что  на улице сейчас зима. С этим движок CryEngine 3.8.6 справляется на 200%. А вот с тем, что касается моделей и анимации… увы, нет.

Чувствуется, что графика слегка устарела. Лет так на пять. При всей живости мира, модели NPC выглядят как манекены. Их движения скованы, а лица безжизненны. Понятное дело, что работа и так проделана гигантская, но всё же глаз это режет. Компенсируются недочёты анимации упомянутыми выше достоинствами, да и общей работой художников. Текст, каждое меню, каждая иконка – всё исполнено в едином стиле. Даже карта мира – и та выглядит, как гравюра, что не может не радовать.

В Kingdom Come: Deliverance есть быстрое перемещение по карте. Однако и оно устроено здесь по-особенному: вы не телепортируетесь к нужной точке, а совершаете переход, который занимает какое-то время

Музыка и звуковое оформление в игре хороши, а вот озвучка – нет (на русском есть только текст). Актёры, наверное, стараются, но выходит скверно. Разве что на немецком языке всё звучит более-менее.

Галопом или…?

Так всё же: стоит ли играть в KC: Deliverance? Наш ответ – да, однозначно! Но не сейчас.

Сейчас это алмаз без огранки. В нём есть красота, но нет изящества. Он отчаянно нуждается в шлифовке. На протяжении не одного и не двух месяцев. Не только в оптимизации и устранении досадных технических недоработок, но и в некоторых игровых механиках. Так что… лучше пока придержать коней, чтобы через время прикоснуться к истинному шедевру – Kingdom Come:Deliverance.