На Фиракситовой Игле 2 – Мнение о Sid Meier’s Civilization 6: Rise…

“Игроку тяжелее всего перенести не то, что он проиграл, а то, что надо перестать играть.”

– Ричард Стил

 

Firaxis Games это страшная студия, делающая страшные игры, делающие страшные вещи с игроками. Firaxis Games  не волнует что у тебя есть работа, учеба, семья, планы в этой жизни. Firaxis Games просто хочет забрать всё твоё время, каждую минуту – они как вампиры питаются временем, которые игроки потеряли из-за очередного “ну вот дострою Альгамбру и спать… ну вот захвачу Париж и на работу… ну вот колонистов отправлю на другой край континента и пойду к врачу, а то ноги не чувствую уже, сидя за компом”…

Здравствуйте, меня зовут Александр, и я сижу на играх от Firaxis Games. Если бы разработчики платили мне за каждый час, убитый в XCOM или Sid Meier’s Civilization, то я мог бы не ходить на работу, но мне не платят, поэтому приходится в свободное от каток время еще и работать. Собственно, я задержал выпуск этой статьи, посвященной Sid Meier’s Civilization 6: Rise and Fall, потому что рубился в Sid Meier’s Civilization 6: Rise and Fall, чтобы сделать статью по Sid Meier’s Civilization 6: Rise and Fall – можете вообразить, насколько далеко зашло дело.

Постараюсь покороче, но покороче не выйдет, потому что речь пойдет о Civilization 6. Я ни секунды не сомневался в том, что обязательно куплю эту игру, сделал предзаказ и сидел как на иголках до самого выхода игры. В день релиза… в неделю релиза я упарывался Цивкой (это наше слово) по полной, по традиции даже взял пару выходных, чтобы не пугать коллег ломкой на работе. Новая часть понравилась мне практически во всех аспектах – клевая мультяшная графика, новая система развития городов с районами, новые лидеры цивилизаций, национальная музыка… Короче, во всех аспектах, кроме русской озвучки – она удивительно плоха и уныла. Было взято все самое лучшее из предыдущей части и добавлено много свежих элементов и механик. Я искренне не понимаю, почему отзывы в Steam о Civilization 6 смешанные… Возможно, так некоторые люди пытаются “слезть”, но ребята… бывших игроков в Civilization не бывает.

Итак, прошло пару лет, в течение которых, я медленно, но верно возвращался к нормальной жизни, и тут… Трейлер Civilization VI: Rise and Fall. И все как по новой – “старая цивка” уже не держала меня как в первые месяцы, а тут подвезли свежую дозу с улучшенной формулой геймплея. Да, я снова сорвался, снова предзаказ, снова бессонные ночи, снова я ничего не могу с этим поделать. Так почему бы не поделиться с вами? Давайте прокатимся по самым ярким новым впечатлениям от игры с дополнением “Вставай и Падай”.


Первое ощутимое изменение геймплея, с которым я столкнулся – это лояльность городов. Больше нельзя понатыкать поселков городского типа близ границ соседа, иначе жители города могут решить, что у соседа трава зеленее, устроить референдум, превратиться сначала в какой-нибудь Новокитай, став “Вольным городом”, а потом и вовсе присягнуть на верность соседней цивилизации. Происходит этот процесс не быстро, но в тоже время ходов на то, чтобы повлиять на лояльность города, порою не хватает. Работает это в обе стороны – твоя цивилизация так же может заставить жителей пограничного города сомневаться в своих лидерах и перейти на твою сторону. Без войны, без кровопролития, без фактического вмешательства можно целиком поглотить соседнюю страну – просто потому что они сами захотели присоединиться.

Таким образом у меня получилось сожрать Скифию, которая со своими конями пыталась бычить на мои Индийские Соединенные Штаты Америки (вот за что я обожаю эту игру). Кроме того, с новым дополнением встает проблема с насильственным захватом городов – даже если вы захватите город, он все еще будет лоялен той цивилизации, которой принадлежал до того, как твои пращники закидали булыжниками улицы Токио. Если не позаботиться о лояльности захваченного города, то в нем случится восстание, город станет вольным, а потом снова вернется в лоно родной страны. Для того, чтобы удержать город под контролем, нужно ввести в него войска, восстановить или улучшить его инфраструктуру (серьезно, жители готовы продаться с потрохами за канализацию, потрясающе) или использовать губернатора.

Губернаторы – это так же новая фишка дополнения “Вставай и Падай”. Каждый губернатор уникален и обладает различными навыками, способными превратить захудалый поселок городского типа в технологический центр страны, культурную столицу или мировой торговый центр. Давайте кратенько прокатимся по губернаторам!

Наставник Пингала. Пингала – это твой бро, если ты делаешь упор в развитии на науку и культуру, а также если ты рассчитываешь на Научную Победу. Его базовый бонус к приросту к науке и культуре в целых 20% – это само по себе “бомба”, а более продвинутые способности помогут получать вдвое больше очков Великих Людей, ускорять строительство на театральной площади и кампусе, а на поздних этапах игры помогут быстрее Илона Маска собрать космический корабль для колонизации Марса и первым обрушить на противников всю мощь атома. А еще Пингала просто меганяшный со своими пухлыми щечками и усами девственника.

Губернатор-землемер Лян каждого ребенка в городе пристегнет наручникам к станку и заставить шить кроссовки ночи напролет, ибо она – беспощадная богиня производства. Строители, произведенные в городе с Лян, получают дополнительное действие, районы и здания в таких городах строятся на 30% быстрее, но также Лян не забывает, что люди должны кушать и отдыхать, а потому может позволить ловить рыбу там, где ее нет, а также оказыает помочь в развитии и улучшении развлекательных комплексов и нового надводного района из дополнения – аквапарка. “Кто как работает, тот так и ест” – это девиз города под руководством губернатора Лян.

Смотритель Виктор или просто дядя Витя. Одноглазый лысый усан, который поможет сделать из города под своим руководством неприступную крепость. Юниты в гарнизоне или на территории города получают бонус к боевой мощи, вражеских шпионов ловят и сажают на бутылку ежедневно, город дважды может отстреливаться от безумцев, посмевших подойти к его стенам, ну а на поздних этапах игры ни один самолет не сможет пролететь над крышами домов в этом городе и обязательно будет сбит, благодаря усилению всех средств ПВО, находящихся на территории города. Кроме того дядя Витя быстрее остальных губернаторов вступает в должность, а значит очень сильно поможет удержать лояльность захваченного города. В атаке вы, или в обороне – дядя Витя поможет вам как никто!

Дипломат Амани – это Дипломат с большой буквы Д. Эффективнее всего использовать ее в городе-государстве, где она будет работать за двоих послов, заполнит ваши склады ресурсами, а на поздних этапах может удвоить количество послов в городе-государстве щелчком пальца. Личный опыт: до моей мирной Эфиопии домогался недобрый сосед – Гильгамеш, а между нашими странами располагался скромный Торонто, который, благодаря вмешательству Амани, быстренько переметнулся на мою сторону и щитом встал на защиту моей цивилизации. За один ход я увеличил количество послов с 9 до 18, и Гильгамеш разбился вдребезги о нашу с Торонто оборону. Не забывайте, что подобное вмешательство могут организовать и противники. Ну а в родном городе Амани может значительно поднять лояльность в широком радиусе (целых девять клеток), что поможет переманить на свою сторону пограничные города соседа, усилить лояльность собственных или захваченных городов. Словом и делом Амани поможет сделать вашу страну снова великой!

Кардинал Мокша (забавное имя) это Хайзенберг по части “опиума для народа”, то бишь религиозный деятель. Ну тут все понятно – ни один аметист не устоит перед вашими апостолами и миссионерами, а строительство храмов настолько быстрое, что потомки будут думать, что предкам помогали инопланетяне. Больше нечего добавить. Если вы решили построить собственный священный город, то Мокша – ваш кандидат на роль главного прораба.

Предприниматель Магнус, или просто Гнус. По его недоброй улыбочке сразу же определяется характер диснеевского злодея. Этого парня не волнует экология, он прикажет вырубить под корень все леса на территории города, и каждая щепка пойдет в производство, рудники будут работать на износ вместе с шахтерами, а еще в городе под его управлением можно не парится насчет ресурсов, нужных определенным юнитам (типа нефти для линкоров). Ну и что, что в городе за смогом ни черта не видно, зато пятилетка выполняется за неделю!

Финансист Рейна. Вылитая Старуха-процентщица, коей и является. Заменяет собой биткоин в любую эпоху и позволяет майнить дополнительное золото за торговые пути и жителей города, удваивает доход от центров коммерции гавани, где доходы и так некислые. Так же город под ее управление быстрее расширяет границы, а на поздних порах удваивает показатели туризма. Выберите этого губернатора, и город может не беспокоится о деньгах.

Губернаторы значительно влияют на геймплей, позволяя добиться, казалось бы, невозможного, но, как оказалось, в Rise and Fall с губернаторами не все так просто на поздних стадиях игры. Дело в том, что в дополнении абсолютное новое значение обрел шпионаж. Если в базовой Civilization VI шпионы были необязательны, но желательны, то в Rise and Fall он стали просто необходимы благодаря новой опасной способности – шпион может временно “устранить” губернатора с должности. А это значит что твой убер-город может внезапно лишиться всех бонусов в самый критический момент. Хотел первым построить корабль на Марс, а вот дудки – у наставника Пингалы прихватило живот, и теперь плакали все твои ускорения производства космических проектов. И вот ты уже наблюдаешь, как соседи-монголы запускают на орбиту последний модуль корабля, набитый лошадьми и кумысом. В связи с возросшей важностью шпионажа лично у меня возникли сложности с не особо удобной системой управления шпионами. Это в игре обязательно нужно доработать, а пока что следить за каждым шпионом и водить его за ручку – просто геморрой.

Также в игру вернулась механика Золотых Веков. Время в игре разделено на эпохи, и в каждую эпоху игрок должен успеть совершить достаточное количество всяческих великих или просто полезных дел. Набрал достаточное количество очков эпохи и входишь в Золотой Век! Интерфейс игры окрашивается золотым, люди радуются, лояльность и производство растут, народ празднует новый год каждый месяц, в общем – все круто! Не набрал очков эпохи на Золотой Век, ничего страшного – просто переживи Век Обычный, а там подтянешься. Но вот если ты набрал недостаточно очков, то ты попал, пацан, и твое седалище отправляется в Темный Век. Блеклые цвета игры и темный интерфейс, минимальный прирост лояльности, производства, науки и культуры. Но если тебе удалось пережить темные времена, то наступает Век Героический, который утраивает все бонусы от века и позволяет как следует отыграться. Так же во время Темных Веков можно использовать особые темные социальные институты, но лично я не заметил каких-либо особых бонусов от них – можно не парить мозги любимым подданным и пользоваться обычными институтами. А еще все ваши достижения, за которые полагаются очки эпохи, заносятся в Хронологию – красивейший свиток, запечатляющий все твои успехи.

Также в комплекте с дополнением идут целых девять новых Цивилизаций и прилагающихся к ним лидеров. Индия (новый лидер – Чандрагупта Маурья), Корея, Нидерланды, Монголия, Кри, Грузия, Шотландия, Мапуче и Зулусы. Разумеется, с ними прилагаются новые уникальные здания и юниты, которые дают некислое преимущество. Позвольте рассказать о трех особо полюбившихся мне новых цивилизациях.


Корея с лидером Сондок вкупе с губернатором Пингалой – это научный монстр. 20% усиления к науке и культуре от Пингалы плюс 10% от способности Хваран. Вместо кампуса Сондок строит на холмах Совон, которые позволят добывать очки науки из соседних рудников, а также повышающих эффективность ферм. Уникальный дальнобойный боевой юнит хвачха чрезвычайно полезен на средних этапах игры, да и сама Сондок просто няшка.


Кри с лидером Паундмейкером. Вместо разведчика Паундмейкер использует окичито – особого юнита, который появляется сразу с первым повышением, то бишь вы моментально можете прокачать ему беспрепятственное перемещение по холмам или лесам, что значительно облегчает и ускоряет разведку местности. Рядом с бонусными ресурсами можно забабахать Вигвам, который дает бонусы к производству, золоту и пище. Так же сразу же после открытия гончарного дела вы получается халявного торговца, что само по себе полезно в начале игры. А торговец Кри производит захват свободных клеток на своем торговом пути. Любите активное развитие с самого начала игры – выбирайте Паундмейкера.


Шотландия с Робертом Брюсом. Должен признаться, что за Шотландию толком не играл, зато уже успел понять, что Брюс – это самый дружелюбный сосед из всех, кто может вам встретится в игре. Он ни на за что не нападет на вас внезапно, если вы сами не проявляете агрессию к соседям, всегда рад заключить дружбу и союз. Брюс заботится о счастье своего народа, а счастливый народ взамен дает +5% к науке и производству, а также очки великих ученых и инженеров. А еще Шотландия может построить особый район – поле для гольфа, дающее некислый прирост к туризму и культуре.

Кстати, дополнение привнесло новую систему союзов – теперь можно заключить Экономический, Финансовый, Религиозный или Культурный союз, дающий огромные бонусы от торговых путей обеим сторонам. Такие союзы всегда с радостью встречают соседи, а вот оборонительный союз, дающий бонус мощи военным юнитам, ИИ-соседи принимают с куда меньшей охотой.

Из кучи новых чудес природы и чудес света хочется выделить два особо имбовых, которые значительно облегчают некоторые моменты в игре. Во-первых, это Статуя Свободы – при ее строительстве города в широком радиусе вовсе перестают терять лояльность. Можно захватить целую страну, построить статую и всё – люди радостно машут флажками в честь нового лидера. Но куда более жуткая вещь – это Мавзолей в Галикарнасе, дающий двойной заряд великим инженерам и возможность дважды уйти в отставку великим флотоводцам. Сейчас объясню схему. С помощью одного флотоводца создаем линкор. Уже хорошо. Остается еще один заряд способности. Создаем еще один линкор. Замечательно! Подтягиваем следующего Великого Флотоводца и делаем из двух линкоров два флота линкоров. Просто зашибись! Ну и до кучи еще один Флотоводец повышает уровень ваших новоиспеченных флотилий. На дворе 14-й век, в соседней Греции люди только-только изобрели порох, а тут вы заявляетесь на праздник с флотилией кораблей на сотни лет опережающих время. Ну а с великими инженерами все ясно – дважды можно ускорять строительство, так что чудеса света у вас в кармане.

Ну и напоследок хочется рассказать о Критических Ситуациях. Это случайно-неслучайные события, в которых страны объединяются перед перед лицом единого врага. Это может быть религиозный кризис, если цивилизация слишком агрессивно навязывает религию, военный кризис против милитаристов или даже ядерный кризис, образующийся благодаря любителям поиграться с боеголовками. Появляется задание – обычно для его выполнение нужно захватить, освободить или защитить определенный город, и если цель выполняется, то страны-участницы конфликта получают огромный денежный бонус и дополнительную мощь в бою против юнитов страны-источника конфликта.

Итак, и без того глубокая и проработанная историческая песочница стала еще более глубокой и проработанной. Нельзя обойти стороной и негативные аспекты – например, кастрированную систему управления шпионами, отсутствие чертовой кнопки автоматического повторения торговых маршрутов и продления союзов, да и в целом интерфейс мог бы стать поудобнее. Также игроки справедливо считают, что Rise and Fall должно быть не DLC, но бесплатным апдейтом. Новые цивилизации и чудеса это, конечно, хорошо, но механики игры должны обновляться без дополнительной платы, считают игроки, и это – основная причина негодования и смешанных отзывов на данный момент. Однако, стоит заметить, что это все равно не самое жадное финансовое решение со стороны Firaxis Games – в наше меркантильное время, когда разработчики готовы запихнуть лутбоксы и микротранзакции хоть в тетрис, набор с кучей контента и улучшений ценой меньше стоимости самой игры – это уже аттракцион невиданной щедрости. Так что если у вас завалялась тысяча рублей, и вы не особо дорожите своим временем, то я рекомендую вам приобрести это DLC с большой буквы для Civilization VI. Дополнение Rise and Fall заставит игру заиграть новыми красками в прямом и переносном смысле.

Однако для тех, кто еще не играл в Civilization у меня другое сообщение – бегите! Бегите от этой игры как можно дальше, если вам дорого время с семьей, образование и карьера! Спасите свою жизнь, не играя в Цивку, иначе эта игра сожрет дни, недели и месяцы от положенного вам срока в этом мире! Ну а я… для меня все кончено. Как говорится, если не можешь быть хорошим примером, то будь страшным предупреждением.