Мне больше не интересно играть. Что делать с игровым выгоранием

Автор иллюстраций к посту — Анна Романцова

Многие же слышали выражение «сгорел на работе», правда? Тот самый момент, когда уже тошно от выполнения любых задач, невыносимо думать об офисе, рабочей почте и коллегах, а каждый следующий день превращается в ад. Ты кошмарно устал, хотя раньше работа приносила радость и удовлетворение. Такое бывает даже у самых трудолюбивых людей.

Казалось бы, играть в игры для многих — отдых, но и от них можно сгореть так же сильно, как и от работы. В отличие от игр, работа необходима для пропитания, крыши над головой и вообще комфортной жизни. Её просто так не бросишь, приходится терпеть и на ходу придумывать экстренные способы спасения. А что делать, если игры надоели до одурения?

Недавно я тоже довольно сильно сгорела. Мне начало казаться, что если я ещё раз запущу хоть одну игру, то сойду с ума и что-нибудь разобью. Все, что я любила в играх раньше, вызывало только раздражение и апатию. Именно в этот момент мне и пришла идея написать статью и поделиться соображениями по теме. Как вернуть себе любимое хобби и снова начать ему радоваться? Давайте поговорим об игровом выгорании, почему оно происходит и что с ним делать.

Почему это происходит?

Если вкратце, то всё упирается в физиологические процессы в организме человека. Наш мозг любит разнообразие и получает удовольствие от чувства новизны, от решения задач, предвкушения, активной деятельности, флирта, еды, безопасности и секса. Все это делает нас немного счастливее, потому что вырабатывается допамин, «гормон счастья». Он влияет на нашу мотивацию, чувство удовлетворенности и любви. Помните тред про допамин? Автор подробно описывает механизмы его работы.

В играх есть огромное количество механик, которые построены на выработке допамина. Причем многие из них переносятся из игр в реальную жизнь. К примеру, квесты вроде «выполни задание и получи вкусняшку» направлены на получение кайфа от активного движения к цели и получения результата. Месяц дрочил десяток этапов квеста? Наконец получи эту эпическую пушку в свою коллекцию. Пробежал 50км, зачекинился в сотне мест? Получи медальку. Стал тысячником? Поздравляю, теперь ты босс 35 лвл и одет как черт.

Мы начинаем ощущать усталость от игр и нежелание в них играть тогда, когда триггеры на выработку допамина перестают работать. В игре не происходит ничего нового, задачи все те же и их решение уже доведено до автоматизма, а предвкушать уже нечего — все ходы игрового процесса давно изучены, весь лут собран. Если говорить о профессиональной карьере, то могут сыграть роль еще и проигрыши команды и неудачи. Это снижает уровень морали: игрок ожидал один результат, а получил другой или вообще его не получил, задача не была решена. Допамин перестает поступает в нужных количествах, и мы больше не получаем удовольствие от игры.

Да, это нормально. Рано или поздно каждый теряет интерес к любому занятию, которое не приносит удовлетворения в том или ином виде. Я недавно проводила опрос среди знакомых геймеров и стримеров. В нем поучаствовали 152 человека, из которых 85% сталкивались хотя бы раз с перегоранием от видеоигр. Результаты и истории о том, как с этим справлялись другие люди, можно посмотреть в хайлайтах в моем Instagram. Не пугайтесь, на выгорании жизнь с видеоиграми не кончается.

И что теперь делать-то?
Выходите из зоны комфорта и пробуйте новое

От однотипной деятельности устают все. Особенно это заметно у тех, кто любит какой-то один жанр — вот эти ребята с тысячами часов в Dota 2 или CS:GO. И вроде игра все еще хороша, претензий нет, но каждый раз, когда вечером хочется поиграть, через 10 минут появляется это липкое противное ощущение «Как же это заебало-то, не могу больше».

Да, мы понимаем, что пока вы спите или играете в другие игры, ваш враг качается и поддерживает уровень своего скилла на должном уровне. А еще в новой игре придется начать весь процесс заново и осилить всевозможные гайды в интернете, чтобы преуспеть. Ничего страшного не произойдет, если вы сделаете паузу: накопленное за месяцы или годы игровое богатство никуда от вас не денется. После недельных марафонов в Overwatch мне было невероятно приятно сменить темп игры с агрессивного и динамичного на более расслабленный, к примеру, поиграть в Civilization V или порадовать глаз красивейшими видами Нью-Йорка в новом Spider Man. Можно, конечно, 40 часов потратить на игру в покер в Red Dead Redemption 2, но выбор уже за вами.

Отдохните от игр вообще

Если говорить о новизне, то тут речь не только о новых активностях или косметических предметах внутри одной конкретной игры, а в целом про игровую индустрию. Сейчас мы живем в то время, когда игр на рынке слишком много, причем большинство популярных часто похожи друг на друга (больше батлроялей богу батлроялей!). Поэтому и радость от игр уже не та. Вспомните свои ощущения, когда вы в школе копили деньги и покупали одну игру раз в полгода и без устали в неё играли, потому что других игр не было. Тогда каждая из игр была особенной и редкой, вы приложили усилия, чтобы её достать, и получили результат. А сейчас мы покупаем игры десятками на распродаже в Steam за копейки. И в этом нет никакой ценности: игры лежат в мертвой куче, некоторые даже ни разу еще не запускались. И каждый раз откладываем это на когда-нибудь. Игры обесценились и превратились в рутину, в которой никто болтаться не хочет.

А еще большое количество игр плохо тем, что никогда не успеешь попробовать и оценить каждую. Перфекционисты вроде меня обязательно захотят пройти новинку, добавить ее в свою коллекцию достижений, но на все игры никогда не хватит времени: начинаешь хвататься за все подряд, ничего не успеваешь и только бесишься. В такой спешке абсолютно теряется интерес к процессу.

Возможно, в этом случае поможет просто сделать перерыв и переключиться на любую другую активность. Мозгу нужны новые, не приевшиеся впечатления, которые заставляют его работать по другим алгоритмам. И я говорю не о другой игре, а в целом о другом типе деятельности: книги, фильмы, музыка, любая форма работы своими руками или физической активности.

Играйте с друзьями

Общение во время игры поможет отвлечься и переключить фокус внимания с игрового процесса. Даже самые рутинные задачи могут стать веселее за обсуждением свежих мемов с друзьями. А то, что вы вместе делаете одно, пускай даже очень скучное дело, облегчит страдания и даст ощущение спокойствия: вы страдаете не в одиночестве, можете распределить роли между собой и разбить задачу на маленькие кусочки, чтобы выполнить ее быстрее. В конце концов, друзья могут просто поддержать вас словом или хорошей шуткой. На это обратили внимание в мультиплеерных играх — с друзьями все становится лучше. Разработчики поощряют совместную игру дополнительным опытом или крутыми наградами, чтобы геймеры не уставали и продолжали играть, а друзья торопились составить компанию и бежали в магазин с банковской карточкой наперевес.

Посмотрите стримы

Иногда помогает сложить свои полномочия заслуженного геймера, перестать самостоятельно превозмогать и просто посмотреть, как играют другие. От этого не теряется связь с игрой или коммьюнити, но становится легче — собственные силы не тратятся, голова отдыхает от необходимости постоянно соображать и принимать решения. Стримеры могут проходить сюжет игры по-своему, замечать вещи, которых не заметили вы и показать новые способы выполнения привычных заданий. А еще профессиональные игроки показывают высокий уровень скилла, на такой геймплей смотреть на трансляции — одно удовольствие.

Я фуллтайм стример. Что делать, если с играми связана работа?

У тех, кто зарабатывает на жизнь стримами, от игр зависит очень многое. И потеря интереса или перегорание от них — почти катастрофа. Возможно, поможет разнообразить жанры, в которые вы играете или вообще попробовать другие категории: IRL-стримы, где основную часть времени вы общаетесь со зрителями и отвечаете на их вопросы, кулинарные или танцевальные стримы Just Dance — вариантов много. Отдохнет и ваша аудитория: для них новизна контента так же важна, как и вам.

А еще можно добавить интерактива: последнее время зрители любят сами влиять на ход игры, а стример при этом получает новый внезапный геймплей. Разрешите им менять механики игры, управлять сюжетом или увеличивать сложность. Для меня это сработало в прохождении Detroit: Become Human, где за каждый сюжетный выбор голосовал весь чат — получилось очень интересно для всех. А на одном из стримов WLG зрители включали в Sekiro: Shadows Die Twice читы через приложение в Steam. Еще есть несколько вариантов игр с прямой интеграцией с Twitch — попробуйте.

Окей, с теорией понятно, но что на практике происходит у реальных людей? Мы пригласили поделиться опытом профессиональных игроков в WoW и Dota 2, стримеров, а еще сами расскажем, как теряли интерес к играм и как с ним справлялись.

 

Nurseos, гильдия Экзорсус, WoW
Убили Гул’Дана первыми в мире
Я играю в World of Warcraft уже 10й год и прошел через многие стадии отношений с этой MMORPG. Не готов сказать, что когда-либо «выгорал» от нее, т.к. играю наплывами. Будучи рейдерами одной из топовых гильдий мира, не секрет, что мы тратим уйму времени на игру, когда выходит новый рейд — до 16 часов в сутки. Поэтому выходит так, что я получаю «крупную дозу» варкрафта за неделю-две, после чего вхожу в расслабленный режим — это один-два рейдовых дня в неделю, где в остальные дни я могу даже не заходить в игру и оттягиваться в реальной жизни или других любимых сингл-играх на стриме.

Так что вся соль в правильном дозировании игры. Разумеется, есть разные периоды по настроению. Бывало, что даже в таком расслабленном режиме нет желания заходить в игру, а иногда хочется логиниться каждый день и заниматься чем-то. Но сказать, что я «выгорел» — не готов. Я люблю рейдинг в целом, будь то адреналиновое освоение новых боссов или просто фарм, где каждая неделя — это возможность выдать свой максимум на боссах.  

Ярослав NS Кузнецов, аналитик RuHub

Профессиональный игрок Dota 2 в прошломПрофессиональная игра — очень трудозатратное дело. Сама игра на турнире — это круто, интересно, драйвово. Но каждому турниру предшествуют недели, а порой и месяцы, упорных тренировок, преодолений проблем в команде, решений разнообразных трудностей и так далее. Лично я устал, в первую очередь, от этого. Когда ты месяц не вылезал с тренировочной базы, а после — неудачно выступил на турнире, это бьет по морали и довольно сильно. Я испытывал особое давление, так как был капитаном, стратегом и координатором команды, т.е. на мне была особенная ответственность. Порой мои решения приносили успех, но даже одно неудачное решение перекрывает десять успешных, ведь именно оно могло привести к поражению.

Что же касается просто игры (ведь много игроков, которые просто много играют чтобы поднять рейтинг, доказать что-то себе или окружающим), то она тоже может привести к тотальному выгоранию. Порой словив серию неудач в играх, задаешь себе вопросы «А зачем вообще я это делаю?» или «На что я трачу своё время?». Думаю многие хотя бы на уровне подсознания себе такие вопросы задавали. Могу лишь порекомендовать дифференцировать время и найти себе еще какие-то хобби. Практика успешных игроков, что профессиональных, что нет, показывает, что игре достаточно уделять не так-то много времени, как может показаться. На пользу очень сильно идет периодическая смена деятельности, отвлечение и другие занятия. 

Маша JohnyLemonade, стримерОт игр в целом никогда не уставала, но дичайше сгорела с Dark Souls III на Чемпионе Гундире. За все прохождение почему-то сложности вызвал только этот босс, поэтому и горело больше всего. Бесило все: музыка, мувсет, дебильная анимация удара пяткой в лицо. Нашла в себе силы запустить игру только спустя 3 недели. Этого времени оказалось вполне достаточно, чтобы остудить пятую точку, собраться с силами и не дропнуть игру. 

Сергей Gruz, стример

Любит эксклюзивы PS4, Apex Legends и игры от From Software

Я сталкивался с подобным, когда игр слишком много, своего рода “проблема белых людей” В году есть периоды, когда выходит очень много новинок. И вроде бы все они по-отдельности — отличные игры со своими достоинствами и недостатками. Но когда все разом и все есть у тебя – ты берёшься за одну, вторую, третью и в итоге все бросаешь просто потому, что какое-то перенасыщение происходит, что ли.

Вообще, когда много играешь в игры, перестаёшь уже искренне удивляться — всё уже “где-то видел”, всё кажется вторичным. Делал перерывы. Просто бросал игры и возвращался к некоторым из них тогда, когда в году затишье (летом, например). Иногда не возвращался вовсе и ждал чего-то более достойного. Чего-то, что по-настоящему удивит и вернёт интерес.

PUBG был по сути первой в жизни мультиплеерной игрой, в которой я подольше завис. Потом был Fortnite, теперь Apex. В общем, конкретный жанр battle royale меня зацепил. Вот как раз мультиплеерные игры спасают в ситуации, когда все остальные надоели. Вот это переключение с сюжетного повествования на соревнование с живыми людьми неплохо работает и в обратную сторону, когда внезапно тильт и в мультиплеерных играх горишь, и как раз можно пойти поиграть во что-нибудь сюжетное одиночное.

Карина

Mother of RiotsЯ воспринимаю видеоигры, как хобби – вроде рисования, танцев или кулинарии. Игры помогают мне расслабиться в свободное время, отвлечься от неприятных вопросов, разгрузить голову. На любой вид хобби влияет образ жизни — сколько свободного времени у тебя остается и хватает ли сил, чтоб заниматься любимым делом. Внезапно, чтобы нормально расслабиться, тебе нужны силы, в первую очередь моральные. В последнее время мне их очень не хватает. Особенно, когда речь идет о новой игре.

Проект с непривычной механикой в такие моменты я воспринимаю, как «ты знаешь как готовить лазанью, а сейчас тебе нужно приготовить борщ». А я никогда не готовила борщ и боюсь, что в первый раз у меня не получится сделать его хорошо. Мне будет обидно, что я потратила кучу времени на то, что в итоге не принесет каких-то позитивных эмоций. В этот момент руки опускаются и я запускаю Skyrim 7-летней давности, потому что механики-то знакомые и хочется чего-то для души.

А в это время люди из моего окружения уже опробовали все новинки, в первые часы после запуска попробовали все демки, выбили платину и бурно обсудили это в твиттере. Да, мое окружение играет много. И ты сидишь и думаешь: «Наверное, со мной что-то не так. Вон Ванька Ерохин все новые игры прошел». А у тебя моральный бэклог того, во что ты на самом деле даже не хочешь играть, только растет.

Лично мне нужно было много времени, чтобы сформировать и принять свое отношение к играм в целом:

  • мне не обязательно играть столько, сколько играет мое окружение;
  • играть мало – это тоже нормально. Мне не нужно играть много, чтобы подтвердить свой статус, прости г-ди, «гэймера» для кого-то;
  • мне не нужно пытаться блеснуть скиллом в мультиплеерных играх, если скилла нет. Если игра не доставляет, потому что тиммейты — мудаки или ты просто не вытягиваешь из-за сложности, это — не твоя игра. Тут нужно смириться со своим статусом днища и играть в удовольствие или, если подобный статус не устраивает, не играть вообще;
  • Осмысленное медленное прохождение куда лучше спидрана, есть какая-то спешка (написание обзора, например). В таком случае игру на обзор лучше не брать, а просто купить ее.  

Еще, конечно, очень хорошо помогает разобраться с дерьмом в жизни, чтобы было желание делать что-то более продуктивное, чем просто лежать на диване после работы, уставившись в потолок. В итоге мое игровое «выгорание» вовсе не оказалось выгоранием — я просто переосмыслила свое отношение к играм в целом. Такое случается и это абсолютно нормально. 

Как видите, все истории разные и причин сгореть от игр достаточно много. Выгореть может кто угодно, и каждый справляется с этим по-своему, универсального способа «борьбы», увы, нет. И тут стоит упомянуть, что в отличие от нас, простых людей, которым просто порой надоедает играть, у сотрудников игровой индустрии вообще все гораздо сложнее. Большинство работников игровой индустрии работают в режиме «кранча» — затяжного аврала во время разработки игр, который высасывает все силы и время и часто длится месяцами. После такого многие перегорают и уходят в длительный творческий отпуск. О культуре разработки видеоигр и кранчах много интересного пишет Джейсон Шрейер в книге «Кровь, пот и пиксели» — рекомендуем.

Пишите в комментариях, бывало ли такое, что играть становилось невыносимо и чем все кончилось, будем рады услышать вашу историю.

Источник: kitchenriots.com