Machinae Supremacy: гик-метал c SID-сердцем

Мое знакомство со шведской группой Machinae Supremacy (далее – MaSu), как и, наверное, у многих, произошло благодаря горизонтальному скролл-шутеру Jets’n’Guns чешского инди-разработчика Rake In Grass. Пожалуй, было сложно  найти лучшее звуковое сопровождение для творившейся на экране аркадной “мясорубки”.

Спустя пару лет я вспомнил о группе и обнаружил, что ее творчество вовсе не ограничивалось саундтреком к игре. В 2006 году в дискографии коллектива появился первый коммерческий альбом – Redeemer (Deus Ex Machinae и ранние мини-альбомы можно было бесплатно скачать с официального сайта). Он надолго обосновался в моем плеере,  сразу же выделившись среди других его обитателей (в то время – групп вроде AFI, Last Winter, Fall Out Boy и представителей российской альтернативной сцены) и с тех пор был заслушан до дыр. Другие релизы MaSu повторили его судьбу, а группа стала для меня одной из любимых.

Главная фишка MaSu – это используемая в записи SID Station на базе звукового чипа из компьютера Commodore 64, добавляющая звучанию группы характерную «восьмибитность». Само по себе использование чиптюнов не является чем-то уникальным (примеров множество – Bondage Fairies, Horse the Band, Karate High School, Anamanaguchi, Sabrepulse, Crystal Castles и другие), но в случае с MaSu становится важным элементом особого саунда группы. Вкупе с узнаваемым (и довольно специфическим)  вокалом Роберта Стьярнстрёма и отличной работой гитаристов, держащих марку музыкальной супердержавы, подарившей миру In Flames, Dark Tranquility и Soilwork. Это тот случай, когда жанровые ярлыки (среди них как power metal, так и, например, alternative rock) не помогают, а найти что-то похожее затруднительно. Можно провести какие-то параллели с Numbers из Сиэтла или The Algorithm, но различий будет значительно больше, чем сходств. Вторых MaSu нет.

Отдельно стоит отметить ощутимое присутствие в творчестве группы гик-составляющей – помимо уже упомянутой Jets’n’Guns музыка MaSu звучит в платформерах Giana Sisters: Twisted Dreams и Cortex Command, а также экшене Bionic Commando (2009). Команда записала кавер на Gerudo Valley из Zelda: Ocarina of Time и совместный с ютубером и рэппером Дэном Буллом трек The New Colossus (привет, Wolfenstein!). Внимательный слушатель найдет отсылки к поп-культуре почти в каждом альбоме – например, в A View From The End of The World (2010) это вдохновленная «Тетрадью смерти» Shinigami, а в Rise of the Digital Nation (2012) посвященная «Доктору Кто» All of My Angels. Есть у MaSu и собственные сквозные циклы, похоже, образующие нечто вроде метасюжета их дискографии – композиции, в которых упоминается некий Hubnester (Hubnester Inferno –  Oki Kuma’s Adventure – Hubnester Rising), трилогия о Стиве (Steve’s Quest – Super Steve – Need for Steve) и сексталогия March Of the Undead.

На мой взгляд, проходных альбомов у MaSu нет. Менялись акценты, группа экспериментировала, но никогда не опускала высокую планку, заданную Redeemer и Overworld (2008) и не теряла себя. Внимания слушателя достойны все лонгплеи коллектива, но его настоящим opus magnum является вышедший в 2014 году концептуальный альбом Phantom Shadow, на котором шведы показывают всю свою мощь. Здесь характерные для MaSu боевики Perfect Dark, Phantom Battle, Beyond Good and Evil и эпичные The Villain of This Story и Versus соседствуют с бодрыми поп-рок треками вроде The Second One (не обошедшегося без гитарного соло) и балладой Europa. Здесь есть привет старым поклонникам в виде большего количества SID-элементов, чем в предыдущих двух альбомах и «слушабельность» для неофитов (Phantom Shadow полегче  ранних пластинок MaSu, а многие песни вполне radio–friendly).

Наконец, здесь есть полноценная история (альбом, как мы уже заметили, концептуальный), хорошо поданная и, видимо, являющаяся частью упомянутого выше гипотетического метасюжета. Именно с Phantom Shadow я бы порекомендовал начать знакомство с группой, несмотря на то, что ее наиболее свежий альбом – это Into The Night World (2016), далеко не слабый, но все же не совсем подходящий на роль «визитной карточки» коллектива.

MaSu называют свою музыку SID–metal, но я всегда считал, что уникальными их делает вовсе не аудиочип, а искренняя любовь к своему творчеству и желание выложиться на все сто в каждом треке каждого релиза. Если гик-метал существует, то Machinae Supremacy – его несомненные короли. Короли-труженники, от которых мы ждем новых историй.

Источник: kitchenriots.com