iRacing.com — 24 часа Ле Мана 2018

18-19 августа прошел виртуальный гоночный марафон «24 часа Ле Мана 2018» в симуляторе iRacing.com. Это ежегодное событие собирает огромное количество виртуальных пилотов, которые сражаются за места в разных классах. В этом году в ивенте приняли участие около 1100 виртуальных пилотов и около 600 команд. Конечно, вам может показаться, что это очень маленькие цифры, однако если учитывать стоимость участия (для iRacing вам, как минимум, необходим руль с педалями и купленный контент), то это довольно большие цифры.

iRacing.com — это прежде всего онлайн-симулятор. В отличие, к примеру, от Assetto Corsa или Project CARS 2, в iRacing на данный момент нет ботов (хотя они готовятся к выходу) и его идеология направлена на соревнования, поэтому все гонки проходят в онлайне с живыми людьми. У каждого виртуального гонщика существует два определяющих его способности аспекта — это Safety Rating (SF) и iRating. Если коротко, то SF определяется тем, насколько безопасно вы гоняетесь в виртуальных гонках, а iRating — насколько успешно. Чем меньше ошибок вы совершаете на трассе, чем меньше аварий вы создаете, тем больше ваш SF. При достижении определенного уровня SF вы можете получить так называемую лицензию пилота. Их несколько: A, B, C, D, Rookie.

Rookie — это ваша стартовая лицензия. Когда вы наберете достаточный SF, то вам будет «вручена» лицензия D, затем С, потом В и в финале А. Для сильнейших пилотов по результатам чемпионатов существуют и Pro-лицензии, но для этого необходимо обладать достаточным мастерством в управлении виртуальным болидом. От вашей лицензии зависит то, в каких именно чемпионатах вы можете принимать участие. Так Rookie могут принимать участие в чемпионатах для новичков, где предоставляют болиды начального уровня, для того чтобы они могли изучать трассы, безопасно соревноваться с другими пилотами и познакомиться с основами владения профессиональным гоночным болидом (как правило, все машины, воспроизведенные в симуляторе, имеют аналоги в реальном мире и большинство их физических моделей поведения перенесено в iRacing).

Для участия в гоночном марафоне «24 часа Ле Мана» вам необходима как минимум лицензия С 4.0 (4.0 — это переходная лицензия в лицензию B). Для ее получения вам предстоит принять участие в нескольких чемпионатах, начиная от Global Mazda MX-5 Cup и заканчивая IMSA Sportscar Championship. Если коротко, то получить лицензию B можно достаточно быстро, но при условии, что вы ранее гонялись в других симуляторах с помощью руля. Если нет, то это может занять у вас несколько месяцев. В любом случае, все зависит от ваших способностей.

Так как на каждую гонку регистрируется довольно большое количество участников и возможное количество пилотов на каждой из трасс ограничено определенным числом, то всех зарегистрированных участников делят на несколько сплитов (гонок, которые идут параллельно). Система делит пилотов на основе iRating’a, который складывается по результатам ваших предыдущих гонок. Если вы заканчиваете гонку в первой половине пелотона, то, как правило, ваш iRating растет, если во второй — снижается.

Возможно, для «бывалых» пилотов несколько скучно читать об уже известной им системе рейтингов в iRacing, но для рядового читателя — это не такая открытая система, как кажется на первый взгляд. В этом году гоночный марафон «24 часа Ле Мана» был включен в качестве этапа чемпионата «iRacing Endurance Le Mans Series», поэтому его участники получили очки чемпионата и за 24-часовую гонку, в отличие от прошлого года, когда марафон считался отдельным событием. Немного расшифрую, «iRacing Endurance Le Mans Series» — это чемпионат 6-часовых гонок на выносливость с участием нескольких классов: LMP1 — Porsche 919, Audi R18, LMP2 — HPD ARX-01C, GTE — Porsche 919 RSR, Ferrari 488 GTE, Ford GT — 2017.

Я давно планировал принять участие в марафоне «24 часа Ле Мана», поэтому принял решение собрать команду, так как участвовать в марафоне могут только команды от 2 до 16 пилотов. Спасибо большое ребятам, которые согласились принять со мной участие в этом марафоне и чемпионате «iRacing Endurance Le Mans Series» — Геннадий Титов, Павел Филиппов и Кирилл Голотин.

Поскольку гонки на выносливость требуют определенных способностей и навыков, которые отличны от формульных и спринтовых гонок, то мы начали свои тренировки с чемпионата «iRacing Endurance Le Mans Series», задолго до начала самого марафона. Нам необходим был опыт 6-часовых гонок — работа с круговыми, изучение трасс и настроек выбранной для участия машины, изучение тактики пит-стопов и смены пилотов.

Работа с круговыми. На первый взгляд, пропускать болиды, которые едут быстрее тебя — довольно просто. Однако если эти болиды в разы быстрее и маневреннее тебя, то это становится достаточно сложной задачей. Как минимум, вам необходимо очень хорошо знать трассу, знать те места, где проще без потерь во времени круга пропустить быстро едущий за тобой болид, понять за доли секунды, каким образом тебя будет обгонять прототип, так как за рулем машины класса LMP1 и LMP2 сидит такой же пилот, как и ты, и предугадать его действия достаточно тяжело. Кроме того, уровень пилотов в классе прототипов такой же разный, как и участников твоей команды — кто-то умеет работать с трафиком, кто-то боится и ждет удобного для обгона момента (но не всегда этот момент удобен для более медленной машины), кто-то в буквальном смысле слова «лезет туда, куда не следует», провоцируя тем самым аварию. Поэтому каждому, кто хочет принимать участие в длительных марафонах, стоит учиться грамотно работать с трафиком.

Изучение трасс. Хотя марафон проходит на одном кольце, опытный водитель должен уметь гоняться на многих трассах. Поэтому изучение трасс, не только в тестовом режиме, но и гоночном, помогает пилоту улучшить свои способности. Кроме того, если вы гоняетесь в основном в моноклассе, то, как уже было сказано выше, в мультиклассе вам необходимо знать те места, где вам легче всего без потерь во времени пропустить прототип.

Настройки машины. Существует мнение, что правильные настройки машины, подобранные с учетом пожеланий пилота и в соответствии с текущей трассой, улучшают ваше время всего на несколько тысячных секунд. С одной стороны, это так, но с другой, хорошо подобранный сетап поможет вам быстрее освоиться на трассе, нежели вы будете кататься на стандартном, который предлагает система. Кроме того, хороший сетап позволит вам безопасно гоняться на трассе, позволяя вам следить за качеством своего вождения, а не в прямом смысле бороться с машиной. Но существует одно “но” — в вашей команде должен быть грамотный механик, который поможет вам создать этот сетап. Если вы сами неплохо разбираетесь в настройке машины, то никто не запрещает вам создать свой собственный сетап. Но, как правило, новичкам довольно трудно разобраться в обилии настроек каждого автомобиля, особенно класса LMP1, где множество различных гибридных систем. Поэтому приходится искать помощи из вне. Нам очень повезло, что в нашей команде оказался Геннадий Титов, который сумел поделиться опытом и создать свой сетап для грядущей гонки.

Изучение тактики пит-стопов и смены пилотов. С одной стороны, пит-стоп есть пит-стоп — просто остановился, заправился, сменил покрышки и поехал дальше. Однако, следует учитывать несколько аспектов для успешного совершения пит-стопа. Во-первых, время, потраченное в боксах, во-вторых, смена пилотов, которая также влияет на время в боксах, в-третьих, положение на трассе и многое другое.

Поскольку мы гоняемся в виртуальном мире, у каждого пилота существуют свои, назовем их “домашними”, дела, и то время, когда он может откатать свою смену. В 6-часовых гонках запланировать смену пилотов значительно легче, нежели в суточном марафоне. Здесь надо учитывать и выше указанное свободное для смены время пилота, его способности и скорость на трассе (необходимо учитывать не самый быстрый его круг, а среднее время круга за сессию, ведь чем стабильнее пилот и чем лучше его среднее время, тем лучше для команды), его часовой пояс, его время отдыха для сна и приема пищи и многое другое. В нашей команде планировать время стинтов мы начали примерно за неделю до основной гонки.

Стинтом называется отрезок времени между пит-стопами, либо тот отрезок времени, когда один пилот находится в машине во время гонки. В нашем случае, стинтом мы называли отрезок времени между пит-стопами, так как каждый пилот за свою смену проезжал два временных отрезка, равных примерно 55 минутам (за такое время расходуется полный бак топлива). Первоначальное планирование стинтов является предварительным и во время гонки оно может корректироваться в связи с непредвиденными обстоятельствами — поломка машины, долгий ремонт, форс-мажор у пилота и другое.  

Кроме того, нам необходимо было учитывать износ покрышек. Так как GTE — самый медленный в пелотоне класс, то износ покрышек за один стинт здесь не такой большой. Однако даже с небольшим износом машина ведет себя совсем по-другому, нежели со свежими шинами. Поскольку особенностью пит-стопа в GTE является одновременная смена колес и дозаправка, то мы могли на каждом пит-стопе и дозаправляться, и устанавливать новые покрышки без потерь во времени. Если было бы по-другому, как скажем в GT3, где одновременно заправляться и менять покрышки нельзя, то расчет времени пит-стопа был бы совсем другим.

На марафон «24 часа Ле Мана» зарегистрировалось большое количество участников, поэтому было проведено около 12 параллельных гонок, в которые команды были распределены по результатам квалификационных сессий и iRating. Из-за того, что в каждом классе не одинаковое количество участников, то в каких-то гоночных сессиях были только машины класса GTE, в некоторых LMP1 и GTE (в нашей в частности) и в нескольких первых по общему рейтингу сразу все три класса.

Наша команда попала в сплит с классом LMP1. Хоть и не было более медленных прототипов класса LMP2, все равно было довольно сложно следить за быстро несущимися LMP1, особенно учитывая тот факт, что пилоты в командах быстрого класса были не такими опытными, как хотелось бы. Из-за этого на трассе случались инциденты, приводящие к поломке болидов участников.

Инцидентом считается выезд за пределы трассы (х1), потеря контроля машины (х2), а также столкновение с другим болидом (х4). Чем больше инцидентов, тем меньше Safety Rating вы можете получить в итоге. Однако, кроме этого аспекта с потерей своего собственного SF, разработчики симулятора ввели лимит по количеству инцидентов (inc) на гонку “24 часа Ле Мана”, равному 100 inc. Данное решение было продиктовано тем, чтобы заставить пилотов безопаснее гоняться по трассе, соблюдая правила, описанные в регламенте. При достижении 100 inc команда получала дисквалификацию.

Старт гонки прошел для нас спокойно, хотя мы опасались различных аварий, которые могли бы быть из-за большого количества участников. Часто команды сходят буквально на первых кругах, полностью разбив машину, порою они сами могут быть не виноваты в возникновении подобной ситуации, а просто становятся участниками крупного “завала” на трассе.

На первом для себя стинте я потерял управление машиной, так как не учел состояние остывших покрышек после пит-стопа, и врезался в отбойник. Машина несколько потеряла в скорости, однако мы продолжили соревноваться. По ходу гонки произошло еще пару инцидентов, в которых машина незначительно пострадала. Причиной этому были ошибки клиента (так как было большое количество участников, из-за чего не каждый средний компьютер мог бы выдержать подобную нагрузку) и потерей управления. Всего машина простояла в боксах на ремонте около 4 минут, что очень мало для 24-часовой гонки, однако, подобные инциденты оказали влияние на ее скорость, в связи с чем мы не смогли побороться за более высокие позиции.

Кого-то обвинять в оплошности и неумении тут бессмысленно. Да, уровень пилотов разный, но даже профессионалы ошибаются. В реальных гонках в каждой команде также уровень пилотов несколько разный, что прописано в регламенте (в команде должны быть пилоты с разными лицензиями). Это было ожидаемо, что кто-то из нас мог попасть в аварию, нам повезло, что все инциденты были не такими серьезными и мы продолжили участие в гонке. Все могло быть намного хуже, ведь в нашей команде только один пилот ранее уже принимал участие в подобном марафоне, а все остальные очутились в подобных условиях в первый раз.

Да, 6-часовые гонки хорошо готовят к “24 часам Ле Мана”, но 24-часовые гонки — это настоящее испытание для всех, для команды, для ее менеджмента, для собственной техники. Целые сутки пилоты стараются ехать на пределе своих возможностей, и в дневное время, и в ночное. Нужно грамотно распределить силы на ночные отрезки, чтобы усталость пилотов не была причиной аварий. На сон также необходимо было давать определенное количество времени. Хотя мы старались при составлении расписания это учесть, но все равно приходилось спать “урывками”: тут 15 минут, там 15 минут, ещё 2 часа.

В итоге мы заняли 15 место из 33 стартовавших в нашем классе команд. Довольно неплохой результат, учитывая, что для многих из наших пилотов это был первый суточный марафон. Теперь остается сделать выводы и начать работу над ошибками, чтобы к следующему марафону постараться быть готовым на все 100%. Победителями гонки в нашем сплите стала команда Talking Door Racing (Tobias Röhner, Matt Le Gallez, João Martins, Charles Baccio, Matheus Machado). Первое место в классе GTE заняла команда PCDC Motorsports Red (Ian Pretorius, Adrian Refsnes, Robbert-Jan de Jong, Florian Denzler).

Полные результаты гонки здесь (только для подписчиков iRacing.com) и здесь (картинка большого размера).

Источник: goha.ru