Control — SCP на максималках

Remedy Entertainment – студия с богатой и завидной судьбой. Взяв бодрый старт гоночной аркадой Death Rally аж 22 года назад, ребята принялись за работу над проектом, который стал одной из вех становления индустрии – Max Payne произвел эффект разорвавшейся бомбы и задал вектор развития целому жанру. Шли годы, студия набирала обороты, но, как и полагается настоящему художнику, села на голодную мель – разрыв отношений с Microsoft дал хлесткую пощечину маленькой команде, поставив перед нетривиальным вопросом – что дальше?

Окутанный беспокойством публики Control, с момента анонса обзавелся званием поскребыша по сусекам на скорую руку, и поводов было немало – небогатый издатель, невзрачные трейлеры и молчаливый пиар оптимизма не вселяли. На покой? Вышли в тираж? Пробили, прости господи, дно?

Тихий омут

Ведомая тревожными думами о давно пропавшем брате, Джесси Фейден прибывает в Федеральное Бюро Контроля, чей строгий взор призван держать в узде все, что выходит за рамки привычной повседневности. Однако, в холле ни души, в коридорах отовсюду звучит странный шепот, сирены громогласно возвещают о неладном, а директор заведения по своей воле отошел в мир иной, о чем открыто намекает необычного вида пистолет, лежащий рядом с хладным телом. Героиня импульсивно хватает орудие убийства, и накрывшие ее видения сообщают о том, что вакантное место руководителя теперь закреплено за ней, расхлебывать заварившуюся кашу, кроме нее, некому, а мнение невольного соискателя спрашивать никто не собирается – пистолет сделал выбор самостоятельно.

Старейший Дом, так его именуют в нашем НИИ Крипологии, оказался в оккупации потусторонней ментальной заразы, порабощающей разум всего живого, а нестабильная архитектура здания перекраивается буквально на глазах под гнетом вражеской сущности. Что за чертовщина здесь происходит? Связан ли с ней брат? Почему директор, явно непростой гражданин, решил свести счеты с жизнью в тяжелый для организации момент? Связана ли со всем этим сама Джесси, чье появление удивительным образом совпало по времени с произошедшим? Эти вопросы, как и мириады других, мастерски создают интригу, захватывают пытливый ум игрока, аки та самая сущность, и методично гонят вперед – к развязке.

Сюжет всегда был одной из главных достопримечательностей проектов Remedy, и Control не стал исключением – интрига сгущается будь здоров, цепочка событий звено за звеном ритмично ведет к разгадке главной тайны, по пути подбрасывая новые, искусно заставляет игрока исследовать неуютный мир игры и ни разу не позволяет себе топтаться на месте. К сожалению, горчинка затаилась там, где не ждали – в персонажах и развязке. NPC хоть и обладают яркой внешностью, но играют, скорее, роль массовки, нежели полноценных героев пьесы. Разве что можно отметить странноватого уборщика А̀хти с сильным финским акцентом, который своим поведением жирно намекает на сверхъестественную природу своего происхождения. Финал же неожиданно оставил мутный осадок разочарования сумбурной подачей и некой недосказанностью, будто дедлайны поджимали, а издатель многозначительно посматривал на календарь. Кажется, что вот-вот авторы расставят все точки над i, вытряхнут все скелеты из шкафов, а челюсть на первой космической рухнет на пол, но… этого не происходит, а ты сидишь и пялишься стеклянным взглядом на титры, ощущая приторный запах разложения тела усопшей надежды.

Не то, чтобы развязка плоха, она «норм» — именно это унизительное описание применимо в данном случае, и в иной игре такое сошло бы за ослепительный фейерверк, но конкретно от господина Лэйка ждешь чего-то большего. Что ж, свято место пусто не бывает, и вакантное кресло ярких персоналий и взрывного эпилога занял поистине богатый и интересный Лор загадочного Старейшего дома и нетипичного Бюро. Разбросанные то тут, то там записки, аудиофрагменты допросов и интервью, свидетельства очевидцев, видеоролики и даже надписи на стенах, словно кусочки паззла, складывают цельную картину мира и придают мощный импульс массивным шестерням бетонного Титаника. Отчеты агентов Бюро и жутковатых свойств экспонаты создают стойкое ощущение того, что ты попал в идеальную «игроизацию» SCP Foundation. И это прекрасно, ибо больших игровых воплощений выдуманного Фонда нет вовсе. И отдельный поклон до земли за душевные отсылки к одному из предыдущих проектов студии, что наводит на навязчивую мысль об общей вселенной, а это уже не просто фан-сервис. Ах, чуть не забыл, Poets of the fall – бальзам на душу.

Дом, который построил Сэм

Игровой процесс зиждется на двух столпах – экшене и исследовании, о котором чуть позже. Финны, наконец, услышали критику и поработали над ошибками боевой составляющей, которая на примере прошлых игр студии многим казалась чересчур простой. Благо, что радикальных перемен не требовалось — лишь добавить обвесов и провести тюнинг. Итак, основное оружие у нас одно – тот самый чересчур умный пистолет, пристроивший Джесси на работу. Базовая способность у него одна, но по мере прохождения он учится обретать новые формы, во мгновение ока оборачиваясь аналогами дробовика, рейлгана, ракетницы и автомата – каждый из типов полезен в бою по-своему, при этом идеального нет. Патроны у всех видов бесконечны, но на восстановление боеприпасов требуется время. Орудие можно и, что немаловажно, нужно прокачивать, устанавливая разношерстные модификации для повышения точности, скорострельности, убойности, скорости перезарядки и получения дополнительных плюшек в процессе убиения супостатов.

Не отстают и сверхспособности, обретаемые героиней по мере карьерного роста. Их тоже несколько – телекинез, левитация, ударный импульс ближнего боя, гипноз. Первый позволяет швырнуть в злодея предметом, второй наделяет героиню невидимыми крыльями, третий хорош, когда враг дышит прямо в лицо, а четвертый перетягивает врагов на свою сторону. Их тоже нужно регулярно улучшать – открывать дополнительные свойства, оптимизировать потребление ментальной энергии, усиливать эффект. Но все это не будет иметь никакого значения, если геймдизайнеры не смогут создать нужных условий для применения всех этих рюшек – Quantum Break был этому ярким примером. Но в Control разработчикам удалось развеять сомнения – механика работает на полном ходу за счет поведения ИИ, отказа от позиционных боев и общего баланса. Кончились патроны, а перезарядку ждать некогда? Не беда, хватай телекинезом стул или что-нибудь взрывоопасное и швыряй во вражину. Взяли в кольцо? Рывком выбирайтесь из оцепления, взлетайте над толпой неприятелей, притягивайте топливный генератор, одиноко стоящий в углу, и устройте ребятам маленькую Хиросиму. Давят так, что сил нет, а здоровье на нуле? Загипнотизированный болванчик временно перетянет внимание на себя, пока зализываете раны. Закончилась ментальная энергия? Вспоминаем про пистолет и его трансформации.

Постоянное комбинирование способностей героини и свинцового ливня уже в первой половине игры становится жизненно необходимым, ибо враги крепнут, обрастают броней, их разнообразие на квадратный метр растет в прогрессии, они обходят с флангов и не дают сидеть на месте, а Джесси даже с максимально прокачанным уровнем жизненных сил далеко до Терминатора, еще и здоровье автоматически восстанавливать не умеет. Благо, что использование способностей реализовано максимально удобно, и уже через пару часов игры активируешь их на рефлексах, перебирая кнопки, словно заправский музыкант клавиши рояля.

Вторым атлантом, на чьих плечах держится игровой процесс, стал эксплоринг. Старейший Дом – это не просто офисное здание на пару этажей, а огромный комплекс, очаг сверхъестественной силы, живой организм, если хотите. Полный тайн, аномалий и всевозможных предметов чертовщины, он так и манит заглянуть в каждый темный угол. По сути – это первый опыт Remedy в работе с псевдооткрытым миром, и стоит отметить, первый блин, вопреки народной мудрости, вышел достаточно вкусным, хоть и не без «но». Наибольший интерес представляют заточенные в его недрах Объекты силы, контакт с которыми наделяет героиню новыми способностями, и, так называемые, Измененные предметы, собранные со всей страны. Старый дисковый телефон для связи с потусторонним миром; выключатель, телепортирующий пользователя во внепространственный мотель у дороги; старинное зеркало, создающее перевернутую и мрачную версию нашей реальности внутри себя; и это лишь навскидку.

Стоит отметить, что игроку не позволят с порога гулять по всему зданию – ключ от всех дверей Джесси никто не дал, а уровень допуска будут повышать по мере течения истории. Очевидно, ветераны индустрии осознавали, что всю игру бродить только по дому – занятие не самое разнообразное, поэтому вовремя выгуливают игрока, например, в астрале, криповатом мотеле, существующем по законам сновидений, или пространственной аномалии какой, а также подкидывают побочные миссии, большая часть которых состоит в скучной зачистке местности от одурманенных бойцов, но изредка попадаются и интересные квесты, связанные с Объектами силы или Измененными предметами.

Не могу обойти стороной и самый противоречивый на мой взгляд элемент геймплея – Точки контроля, которые предстоит очищать от скверны. С их помощью мы возвращаем Дому первоначальный архитектурный вид, прокачиваем героиню, оружие и способности. А также сохраняемся – вот по этому поводу хочется грязно и неприлично ругаться даже в присутствии беременных женщин с детьми. После смерти в особо жаркой битве или во время схватки с боссом, героиня возрождается на последней посещенной Точке, и каждый раз это почти физическая боль, ибо расположены они отнюдь не на каждом шагу, посему зачастую приходится топать обратно в пекло минуту, а то и полторы. Помираешь, возрождаешься, шевелишь батонами. И так, пока не победишь в злосчастной схватке. А когда героиня отправляется к праотцам от случайного падения с высоты, хочется рвать зубами геймпад. Здравствуй, Dark Souls, я тебя не ждал. До кучи в список недостатков можно смело вписать и бэктрекинг в первой половине игры, но ситуацию сглаживает возможность быстрого перемещения между Точками.

Клочки по закоулочкам

Благодаря развитию доморощенного движка Northlight, Control не стал бедным родственником в тени своего более дорогого собрата Quantum Break, наоборот – качество моделей ощутимо подтянули, освещение впечатляет намного более детальной работой с различными поверхностями, тенями и атмосферой, спецэффекты радуют глаз сочными взрывами и пространственными искажениями, а звуковая составляющая грамотно сгущает краски в тревожные моменты и раскатисто грохочет во время побоищ. Но самый смак – физика, без преувеличения финны самым зрелищным образом применили технологию Nvidia PhysX. Ураган, творящийся на экране во время масштабных столкновений, вызывает неподдельный восторг, особенно поначалу. Бетонные осколки, листы бумаг, принтеры, обломки мебели, стекло, ручки, кружки и элементы отделки – зачастую за всей симфонией разрушения и врагов не разглядеть толком.

Но и без пары претензий не обошлось – консольная версия страдает от фризов в случайных местах и падения производительности во время адских баталий. Игра запускалась на PS4 Pro, и, полагаю, на базовых консолях все еще хуже. Возможно, кратковременные подвисания поправят пострелизными патчами, но проблема просадок счетчика FPS, скорее всего, кроется в слабом процессоре приставки, что с такой царской физикой неудивительно. Также разработчики не предусмотрели выбора между режимом улучшенной графики и повышенной производительности, поэтому даже владельцам продвинутых версий консолей придется довольствоваться 30 кадрами в секунду. Старость – не радость, никуда не деться.

Послесловие

В итоге хочется обернуться назад и вспомнить скепсис, окружавший проект. «На коленке», «скатились», «ничего особенного», «скучно смотрится», «очевидное фиаско». Сбылось ли? К счастью тех, кто верил в проект – нет. А «нострадамусы», надеюсь, рады будут ошибиться. Проект вышел неидеальным по вине сценарных промахов и неудачных дизайнерских решений, но в целом крепким, захватывающим и зрелищным. Казнить нельзя, помиловать.

8.5ControlРецензируемая версия игры: PlayStation 4Осязаемая атмосфера настоящего SCP Foundation
Зрелищный экшен
Интригующий сюжет
Интересный эксплоринг
Poets of the Fall
Проработанный Лор
Отличная физика и приятный визуалРаздражающая система сохранений
Сумбурный и разочаровывающий финал
Технические недостатки консольной версии
Слабые побочные задания
Бэктрекинг в первой половине игрыВердикт: Триумфальное возвращение горячих финских парней из Remedy Entertainment, после расставания с Microsoft, удалось. Вот так нужно мстить бывшим.об авторе Tигра
Не надо стесняться.

Источник: playground.ru

World of Tanks [SOI] RU+CIS