Четыре плейстейшена назад: история в трёх главах

Время летит быстро и после презентации последней PlayStation невольно думаешь «Что, уже пятая?». Третью и четвертую PS я видел только на картинках, а вторая у меня хоть и была, но не оказала такого влияния как та самая, первая «сонька» («плойкой» я и мои сверстники приставку никогда не называли – только «сонькой» или «плейстейшен»), серая и невзрачная по современным стандартам дизайна. Именно эта консоль совершила в моей жизни «игровую революцию», сделав игры важной частью досуга в детстве и подростковом возрасте (это сейчас я геймер от случая к случаю, а в школе играл немало). О самой первой PS – этот текст.

Глава 1: PlayStation и правила обращения с ним

Если я все помню верно, то PlayStation мне подарили родители на восьмой день рождения. До этого у нас была Dendy (клон NES, как вы помните), на которой я успел поиграть в практически всё ныне знаковое и легендарное (по совместительству – наиболее доступное в продаже). PS вызвала культурный шок, поскольку игры для нее выпускались на дисках, а не на оранжевых картриджах; диск же в эпоху VHS воспринимался как что-то небывало хай-эндовое, внезапно наступившее будущее, не вполне вписывающиеся в технически скромное настоящее.

Играть в приставку подолгу было нельзя. Кажется, первоначальный установленный родителями лимит не превышал 30 минут – смешная цифра для большинства современных геймеров, но не такая уж маленькая, когда тебе лет девять. Позже, этот лимит был снят, но поиграть можно было только после того, как сделал уроки. Классика.

Сначала «сонька» жила в углу гостиной, в промежутке между диваном и стеной – почему он вообще возник, точно не помню – наверное для того, чтобы могла открываться дверь на балкон. Получалось относительно уютное и низкобюджетное геймерское гнездо. Потом мы переехали, и приставка поселилась рядом с телевизором в моей комнате.

Про игры. Как все хорошо знают, шансы найти на постсоветском пространстве лицензионный диск для PS стремились к нулю, поэтому в 99,9% случаев игрок имел дело с пиратской продукцией со всеми вытекающими последствиями. Издания «3 в 1», «4 в 1», «Самые крутые файтинги 98 года», «Все игры такой-то серии», «Супер-гонки» и прочая и прочая. Зависающие игры, игры с печальной локализацией, игры с вырезанными видеовставками; игры, умирающие на загрузке определенного уровня, издания «Фаргуса» и т.д. Brave Fencer Musashi у меня, несмотря на вполне русскоязычное описание, вообще была на японском.

Если говорить о финансовой стороне дела, то в начала нулевых в наших краях стандартный диск стоил 30-60 рублей. Конечно, игры давали поиграть друг другу, но, что примечательно, подавляющее большинство моих сверстников не было «консольщиками» и признавало только компьютеры. Dendy и разные Sega в середине-конце 90-х были у многих, но на смену им в большинстве домов пришли ПК, а не PS или, например, Dreamcast. У меня компьютер появился в 2000 или 2001, был довольно слабым, поэтому не сверг «соньку» с пьедестала, а стал ее коллегой по организации досуга (мощностей машины не хватало, например, на Warcraft 3: Reign of Chaos, который казался мне вершиной развития RTS). Следующий, более современный ПК, сдвинул консоль на почетное второе место, но совсем о ней не забывали.

Глава 2: Легенды

Хороших игр на PS было много и для обстоятельного рассказа о хотя бы части из них нужен увесистый лонгрид. Я же просто вспомню несколько проектов, которые в свое время произвели на меня большое впечатление – у каждого из них были свои недостатки и конкуренты (возможно, в чем-то их превосходящие), но в моей геймерской истории они точно оставили свои следы.

Syphon Filter (1999)

Splinter Cell не существовало, а про Metal Gear Solid я не знал, но у меня был Syphon Filter – очень достойный по тем временам шутер от третьего лица c ощутимыми элементами стелса (далеко не все миссии можно было пройти, просто паля направо-налево из M-16). Играть нужно было за специального агента Габриэля (Гейба) Логана, который при помощи напарницы Лиан Синг (присутствовавшей в виде голоса) боролся с террористом Эрихом Роймером, в чьи руки попало биологическое оружие (собственно – Syphon Filter). Перестрелки, погони, миссии с ограничениями по времени – все это присутствовало и соответствовало духу боевиков-блокбастеров 90-х – начала 00-х (который довольно успешно воскресили «Неудержимые»), где если главгерой, то настоящий супермен, а если спасать, то, конечно, весь мир сразу. Несмотря на соответствующую эпохе графику, происходящее на экране смотрелось живо и бодро – мозг прекрасно достраивал все, что пока не могло выдать консольное железо. Горящие заживо и кричащие террористы в пылающем после взрыва метро первые пару раз пугали вполне по-настоящему.

Chrono Cross (1999)

А вот это, друзья, был отвал всего. Да, линейная, как и положено JRPG (пока не поговоришь с торговцем на острове А, в городе Б не откроется дверь в таверне, ага). Да, не новая на момент попадания в мою игровую коллекцию (2003 год, кажется, когда уже существовала PS2). Да, пиратское издание (разумеется) на нескольких дисках.

Но! Во-первых, это игра от Squaresoft (ныне Square Enix) и качественным в ней было практически всё – от сюжета (без спойлеров!) и дизайна локаций до боевой системы и графики (которую продавец описал мне как «шикарную», несмотря на то, что явно видел кучу проектов с гораздо более современной картинкой).

Во-вторых, для меня Chrono Cross стал первой JRPG. О Final Fantasy я знал, но почему-то это знание так и оставалось теоретическим (чуть позже поиграл в «девятку»).  Поэтому здесь я ощущал себя как за границей – всё новое, красивое и очень красочное после компьютерных изометрических CRPG в серовато-зеленоватой гамме. Мир игры был живым, проработанным и хотя он не был сильно интерактивным и не давал особо разгуляться (из-за уже упомянутой линейности), в него верилось и хотелось вернуться.

И да, считаю, что серия Chrono достойна продолжения (сам Chrono Cross – идейный продолжатель культовой SNES-овской Chrono Trigger, но не сиквел) и таковое стало бы отличным подарком будущим владельцам PS5 от Square Enix.

Spyro the Dragon (1998) / Spyro 2: Ripto’s Rage (1999) / Spyro 3: Year of the Dragon (2000)

Трилогия о фиолетовом дракончике Спайро – для меня эталон условно детской игры. «Условно» потому, что серия прекрасно воспринимается и в более старшем возрасте по одной простой причине – благодаря качеству. Никакие угловатости PS-графики конца девяностых не мешали оценить красоты нескольких больших и десятков «маленьких» миров-локаций – странных, веселых и сделанных с выдумкой. Поросята-монахи, поднимающие в воздух предметы с помощью песен? Запросто! Мир высоченных башен, наполненных магами и колдунами всех видов и расцветок? Есть такой! Подводный город морских коньков? Пожалуйста, почему нет!
Довольно простой геймплей был сдобрен мини-играми, поэтому дракончик мог отдохнуть от бодания гнорков и сбора кристаллов, поиграв в хоккей или поучаствовав в воздушной гонке. Да, подобное можно было увидеть, например в Crash Bandicoot, но достоинств Spyro это не умаляло.

Оригинальная трилогия на PS заложила основу для будущих проектов – игры о дракончике создавались разными разработчиками для PS2, PS3, GameCube, Wii, Xbox, Game Boy Advance, Nintendo DS и мобильных телефонов. Spyro породил и масштабный спин-офф – toys-to-life серию Skylanders.

Oddworld: Abe’s Oddysee (1997) и Oddworld: Abe’s Exoddus (1998)

Как вы уже знаете, на PS5 игроки получат Oddworld: Soulstorm – некстген-потомок двух легендарных платформеров о приключениях мудокона Эйба, чья раса попала в рабство безжалостных и безразличных к состоянию окружающей среды промышленников глюкконов (еще выходили Oddworld: Stranger’s Wrath и Oddworld: Munch’s Oddysee, но это скорее спин-оффы). Оригинальные игры радовали ворлд-билдингом – перед игроком открывался пестрый, разнообразный и действительно достаточно странный мир, не очень похожий на другие игровые или книжные вселенные. Его обитатели выглядели необычно и немного жутковато – взять напоминающих зомби мудоконов с зашитыми ртами или местных хищников скрабов. Играть было интересно и в детстве довольно сложно: безоружный Эйб мог противопоставить противникам только магию, которой в большинстве ситуаций воспользоваться было нельзя, а корпоративные солдаты глюкконов бегали с автоматами или швырялись бомбами. Гораздо чаще приходилось улепетывать куда подальше и решать головоломки.

Soul Edge (в Японии) / Soul Blade (1996)

Да, у меня был Tekken 3, какой-то из Mortal Kombat и еще пара файтингов, но Soul Blade, пожалуй, поставлю на первое место. Брал он одним важным от других представителей жанра отличием – использованием в бою оружия: катан, кинжалов, мечей и т.д. Он же дал начало серии Soul Calibur, прекрасно известной ценителям файтингов. Зарубы выходили мощнейшие! Яростные, быстрые и динамичные.

 Глава 3: Странности и диковины

Не слишком удачные игры тоже попадались, но говорить о них здесь, мы, конечно же, не будем, а лучше вспомним те, которые подарили необычный игровой опыт – не плохой и нехороший, а скорее “из ряда вон”.

Черный демо-диск

Диковиной первой стал находившийся в коробке с консолью черный диск, на котором было несколько демо-версий (тот же Oddworld: Abe’s Oddysee, Overboard, Lifeforce: Tenka и еще несколько), движущиеся 3D-модели тираннозавра и ската, тизеры (например, Soul Blade) и визуалайзер музыки. Это все давало неплохое представление о возможностях приставки, а также о том, насколько разные проекты для нее разрабатывались – в демку про Эйба хотелось играть и попытаться «обмануть», чтобы пройти дальше, а Tenka, например, казалась довольно скучной. Побаловаться с визуалайзером было интересно – после загрузки я ставил в PS какой-нибудь аудио-диск (например, стародавней группы Space или «Чайф» – ни первых ни вторых я не слушал, просто рядом лежали) и смотрел на линии с дельфинчиками.

 Xenocracy (1998)

Космический симулятор про неспокойные времена в Солнечной системе в 11-м тысячелетии, купленный за традиционные 30 рублей и так мною не понятый до конца. Из-за незнания английского на достаточном уровне или из-за того, что не всё в игре работало как надо (диск, разумеется, был пиратским) я не понял, что делать в политическо-стратегическом режиме и играл в простой аркадный, миссию за миссией. Всё это выглядело неплохо, но как-то пустовато и слишком просто – прилетели, сбили несколько вражеских кораблей, mission complete, все молодцы. Кроме того, в космических миссиях не отпускало ощущение того, что мой кораблик висит в одной точке и никуда не движется. Так проще было представить себя стационарной турелью, чем истребителем. Зато там были видеовставки с живыми актерами, которые представляли конкурирующие державы и ругались, требуя от вас (своего рода общесистемного ООН) решительных действий.

 Dreams to Reality (1997)

(которая на самом деле просто Dreams)

Dreams to Reality оказалась на одном из дисков серии «куча игр на одном CD», которые чаще содержали что-то невнятное (например, ужасную игру о Спауне) или просто неработающее, чем радовали. Игра представляла собой экшен/платформер от третьего лица, в которой нужно было играть за одного из трех магов, оказавшегося в фантасмагорическом мире снов (парящие острова, живые будильники и прочее). Что требовалось от игрока и в чем цель происходящего было решительно непонятно, но игра плотно отложилась в моем сознании как пример какой-то психоделической пустоты. А однажды я видел человека в футболке с артом из игры. Не во сне.

Позже выяснилось, что на диске – не сама Dreams to Reality, изначально вышедшая на ПК, а ее порт на PS под названием Dreams (что вроде бы логично, но на обложке CD фигурировал именно оригинал), причем порт очень странный и представлявший собой просто-напросто другую игру с совершенно другими персонажами. Да, вот такие незатейливые чудеса флибустьерского игроиздательства.

Кстати, на YouTube есть обстоятельные обзоры оригинала. Отсылаю к ним любителей игровых странностей и игростарины.
Обзор Zulin: https://www.youtube.com/watch?v=hd1RPeDZMBU
Обзор канала WeAreR2 – https://www.youtube.com/watch?v=bp9pg0eDs1A

Warcraft 2: The Dark Saga (1997)

Да, я играл во второй Warcraft на первой PlayStation и, насколько помню, это был второй и последний раз, когда я играл на консоли в стратегию (первой была Warzone 2100). Это выглядело менее странно, чем можно предположить – после привыкания к неудобному управлению игралось вполне сносно. Как и зачем мне в голову пришла идея купить диск – не помню, но было забавно и лампово.

Эпилог

 Я не знаю, чем именно закончился боевой путь моей PS, так как однажды “безвозмездно, то есть даром” отдал ее однокурсникам с набором дисков. Возможно, это было спорным шагом, ведь приставка была подарком на день рождения и, возможно, я и сейчас мог включить ее, чтобы вспомнить детство. Однако при написании этого текста я подумал, что для легендарной консоли не было лучшей “пенсии” – вместо ожидания на полке она продолжала дарить радость и игровой опыт новым хозяевам. А ведь именно для этого она и создавалась.

Спасибо, плейстейшен!

Источник: kitchenriots.com