Бессловесное отчаяние: рецензия на экранизацию Beholder

Выйдя с сеанса, я понял, что давно не получал такого эстетического удовольствия. И очень давно не смотрел ничего настолько хорошего по играм. Что не ощущалось бы глупо или посредственно. Пока кто-то твердит, что нормальных экранизаций игр нет, в России снимают уже вторую отличную картину — теперь по Beholder.

В прошлом году режиссер Никита Ордынский и продюсер Лилия Ткач выпустили короткометражный фильм «Ваши документы» по мотивам Papers, please. Это потрясающая работа — они сумели перенести пиксельную игру в жизнь, причем так, чтобы не возникало никакого диссонанса. После просмотра думаешь: «ну да, так оно и выглядит, и никак иначе». А главное — можно смотреть даже если не знакомы с игрой. Декорации, пара реплик и все. Вы уже знаете, где развиваются события, кто герои и что происходит. Если еще не видели, посмотрите обязательно.

Спустя год команда сняла вторую свою экранизацию. Beholder — это инди-игра от российской студии Warm Lamp Games. Ее главный герой — управляющий многоквартирного дома, следящий, чтобы жители подчинялись государственным указам — директивам. Для этого он подглядывает в замочные скважины и наблюдает за людьми через камеры.

События и персонажи генерируются случайно. Регулярно выходят различные директивы, все жители по-разному себя ведут. А главный герой выбирает — писать донос на нарушителей или не писать. Или, может, попытаться убедить человека поступить по-другому? Ситуацию усложняет то, что у управляющего есть семья со своими потребностями. И она тоже может страдать от директив.

Для экранизации выбрали такую ситуацию. Правительство запрещает лекарство Либеспирит, которое пьет один из жителей (Анатолий Меньшиков), и которое оказывается нужно самому управдому (Евгений Стычкин). Это не спойлер, а официальное описание фильма. Чувствуете, какой тут конфликт? Задумайтесь, как поступили бы вы.

Картина длится около десяти минут. За это время нам дают понять, что герои живут в тоталитарном государстве, показывают завязку, интригуют, доводят до кульминации и выдают развязку. Нет, фишка не в длительности. Все это делают… без слов.

Beholder Film — бессловесное кино. Есть только фоновая песня, которая по-своему помогает понять сюжет. Она очень известная, но на нее сделали кавер. Никита Ордынский не стал раскрывать ее название в одном из интервью, поэтому и я не назову. Так лучше. Сюрприз.

Совершенно без слов нам виртуозно дают понять, что происходит, что движет персонажами, чего они хотят, зачем поступают так, как поступают. Мысль сделать кино именно таким родилась из идеи о том, что в тоталитарном государстве нет свободы слова. Людям, по сути, запрещено говорить. Это создает особую атмосферу.

Когда снимаешь фильм без слов, намного больше сил уделяешь актерской игре и постановке кадра. Все внимание зрителя сосредоточено на том, что происходит на экране, потому что просто послушать на фоне и все понять нельзя. Каждая мелочь, каждый угол, каждая еле заметная улыбка — все важно. И в этом плане если кадры Beholder Film — не произведения искусства, то очень близки к тому, чтобы ими стать.

Короткометражка хорошо передает дух отчаяния, а на лицах актеров отчетливо видны безысходность, страх, гнев, замешательство, решительность. Она прекрасно доказывает две вещи: в России есть толковое кино, и бывают достойные экранизации игр. Я не устаю говорить, что Никите Ордынскому пора взяться за полный метр. Вот же будет сюрприз, когда в кои-то веки хорошее полнометражное кино по игре снимут именно в России.

Как и в случае с «Вашими документами», фильм по Beholder можно смотреть всем. Если играли, то здорово, больше насладитесь. А если нет — не беда, картина все вам объяснит. Ее стоит посмотреть даже тем, кто вообще не увлекается видеоиграми, но любит необычное кино. Ждите Beholder Film на YouTube и в Steam.

Источник: goha.ru